Елена Назарова
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и мышления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь – это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
Г. Гегель
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения. Сегодня я расскажу Вам о применении игр и упражнений на развитие речи и мышления на практике.
В свете современных требований ФГОС задачами речевого развития являются :
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие связной речи и мышления дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
*Овладение детьми речью как средством общения.
*Обогащение активного словаря.
*Развитие связной, диалогической и монологической речи.
*Развитие речевого творчества.
*Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
*Формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
*Знакомство с книжной культурой, разными жанрами детской литературы.
Одной из главных задач является овладение детьми связной речью (описание, рассуждение, повествование).
Работу по развитию речи мы начинаем с младшего дошкольного возраста и к концу подготовительной группы дети уже могут составлять рассказы из личного опыта, пересказывать сказки от лица какого-либо героя, придумывать сказки с новыми героями.
«Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».
А. С. Макаренко.
Игра – основной вид деятельности дошкольников, поэтому формирование и совершенствование речевой активности происходит в игре.
Большое влияние на развитие связной речи дошкольников оказывают словесные игры. Как известно, мышление неотделимо от речи, поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями.
Игры на развитие речи и мышления мы проводим во все режимные моменты: утром, на прогулке, в организованной образовательной деятельности, в вечернее время. Игры проводятся как индивидуально, так и фронтально или по подгруппам.
Игры на развитие речи и мышления можно разделить на 3 группы:
1. Стихотворные тексты и игры на развитие обобщения, классификации и конкретизации.
К ним относятся:
- «Похож – не похож»
- «Угадай, что это?»
- «Что где растёт?»
- «Кому что нужно?»
- «Четвёртый лишний»
- «Времена года»
- «Летает – не летает»
- «Съедобное – не съедобное»
- «Хорошо – плохо»
- «Какое что бывает?»
- «Где что можно купить?»
- «Загадки – смекалки» и т. д.
Необходимо помнить, что в дошкольном возрасте ведущим остаётся наглядно-образное мышление, поэтому обязательно в качестве зрительной опоры мы предлагаем детям картинки, схемы, мнемотаблицы. Но к подготовительной группе задачи усложняются – словесные игры уже даются без опоры на наглядность.
Например: в игре «Четвёртый лишний» сначала детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, один из которых лишний: автобус, машина, мотоцикл, вертолёт – лишний вертолёт, т. к. это воздушный транспорт.
А в подготовительной группе дети на слух должны определить лишний предмет. Например: молоток, гвоздодёр, плоскогубцы, клещи. Что лишнее и почему?
2. Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
К ним относятся:
- «Почему это произошло?»
- «По какой причине произошли два события?»
- «Учимся представлять последствия событий»
- «Установи причину и следствие»
Необходимо помнить о том, что старшие дошкольники лучше усваивают причинность на тех событиях, с которыми они ежедневно встречаются в реальности. Это случаи из их личной жизни, природные явления, доступные их пониманию.
Например: нужно установить причину и следствие.
АВАРИЯ
Перебегал дорогу мальчик
Не там, где светофор стоит.
Машины ехали так быстро,
Что не смогли затормозить.
Попал тот мальчик под машину.
Найди аварии причину.
ВОПРОСЫ:
1. Почему мальчик попал под машину?
2. Почему машина не смогла затормозить?
3. Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину?
ОЗОРНИК
Не послушал мальчик маму
И по лужам бегал долго.
Намочил все туфли, ноги.
Догадаться нам не сложно –
Он простыл и заболел.
Слёг в постель с температурой.
Больше в лужу не хотел.
ВОПРОСЫ:
1. Почему мальчик заболел?
2. Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам?
3. Чем можно пораниться в луже, если она не прозрачная?
Усложнение: учить детей определять варианты последствий некоторых событий в природе и в жизни людей.
Например в игре «Что было бы, если бы…»
- Каждый день летом лил дождь:
а) не вызрел урожай овощей и фруктов;
б) у растений подгнили корни;
в) невозможно было загорать, купаться;
г) всё лето пришлось ходить в плаще;
д) наводнение; аварии на дорогах.
3. Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.
К ним относятся:
- «Сравнение: заяц и бурый медведь»
- «Сравнение автобуса, молоковоза и поливальной машины»
- «Чем и почему похожа и не похожа посуда?»
- «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?»
- «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?»
- «Восстанови последовательность событий».
Например: «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?»
Дети должны сначала назвать признаки различий и их причины, а затем признаки сходства и его причины.
ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ: бурый медведь живёт в лесу, а белый – во льдах северных морей. Шерсть у белого медведя гуще. Он охотится на тюленей, а бурый медведь этого не делает. У бурого медведя берлога из ветвей, а у белого – из снега.
ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЯ: цвет меха делает белого медведя незаметным на льдине, а бурого – в лесу. Шерсть у белого медведя гуще потому, что на Севере холоднее. Он не делает берлогу из веток, потому что во льдах не растут деревья. Бурый медведь не охотится на тюленей, потому что они не живут в лесу. Бурый и белый медведи различны потому, что один из них приспособлен к жизни в лесу, а другой – на льдине.
ПРИЗНАКИ СХОДСТВА: по форме и строению тела белый и бурый медведи очень похожи. Тело у них покрыто густой шерстью, есть крепкие большие зубы. Медведи – крупные, сильные, самостоятельно добывают пищу.
ПРИЧИНЫ СХОДСТВА: белый и бурый медведи похожи потому, что они – дикие звери одного вида, хищники.
Таким образом, через игру идёт не только развитие связной речи, обогащение словаря, но и развивается логическое мышление, внимание, память, воображение, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.