Надежда Васильева
Консультация для воспитателей «Кукольный театр как средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр как средство развития речи детей.
Театр-это волшебный мир, он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем идёт успешнее развитие духовного мира детей. (Б. М. Теплов)
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
По последним данным исследований почти у многих современных детей- дошкольников встречаются различные нарушения речи. В нашем детском саду конечно почти у всех детей есть множественные проблемы развития речи. Ребёнку трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух.
Что порекомендовать для спасения положения? Игру. Игру в разном её проявлении: в куклы и настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле, на природе — везде, где только можно. Ведь развитие речи детей происходит с непосредственной помощью эмоционального восприятия. А самая интересная игра, конечно для наших детей, это игра в кукольном театре. Зная это, мы создали кукольный театр «Теремок», который здорово помогает нашим детям в развитии. Мы знаем, что основа для развития речи дошкольников — это обогащение чувств и эмоций. Кукольный театр словом, музыкой, художественными образами-персонажами, оформлением, всей воистину сказочной, праздничной атмосферой влияет на речь ребёнка.
Задачи: вовлечение детей и родителей в создание кукольного театра, систематическое и целенаправленное развитие речи детей, открывая их артистические, художественные, литературные способности, добиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Первые куклы для театра подарили нам родители, изготовили крепкую ширму, красочно разрисовали её.
Мир ребёнка – это мир действия и деятельности, а кукольный театр даёт возможность войти в мир сказки и объединить собственные интересы ребё нка с задачами педагога:
1. С коррекционными задачами: развивать речь детей, их эмоциональную сферу, мелкую моторику, обогащать словарь ребёнка за счёт знакомства с лексикой сказки.
2. С воспитательными задачами : формировать интерес и любовь к русскому народному творчеству, к чтению, дать детям чётко выраженное представление о добре и зле, доступное для детского восприятия, учить мужеству, смекалке, добру и любви.
3. С познавательными задачами: познать окружающую действительность, формировать умения осознанного, правильного чтения текста, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристики действующих лиц.
Большое значение имеет оформление сцены: это у нас красочная ширма. Ребёнок, видя такую красоту, хочет «как артист» разыграть спектакль «оживляя» образы сказок.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Одной из составляющих такой обстановки является наличие в группе кукольного театра (его разнообразные виды, его доступность для детей. Кукла для детей – живой персонаж, а если она приходит из сказки, уровень восприятия художественного произведения облегчается, интерес у детей повышается, внимание становится более устойчивым и продолжительным. На этом фоне легко и непринужденно решаются задачи речевого развития. Дети с удовольствием повторяют знакомые тексты художественных произведений, играют с персонажами кукольного театра. Роль воспитателя при организации данного процесса велика: именно воспитатель является «волшебником», «сказочником», которому хочется подражать и хочется играть с куклами также как это получается у него - у воспитателя. Персонажи кукольного театра также можно использовать при проведении режимных моментов и при организации ООД, так как они создают у детей интерес с самых первых минут и обеспечивают его сохранение до окончания той или иной деятельности.
Участие в одном общем деле сплачивает детский коллектив. Различные ситуации во время репетиции и выступлений учат детей взаимопомощи, уважению, терпению. Ребята вместе радуются маленьким победам, рассуждают над причинами неудач. Всё это даёт возможность развить эмоционально-волевую сферу ребёнка. Во время игры дети испытывают радостное волнение, а после выступления - глубокое удовлетворение, наслаждение, приятное чувство собственной значимости и раскрепощения. Так расширяются социальные контакты детей. Кукольный спектакль становится для ребёнка своеобразной коммуникативной моделью. Вся работа подчинена одному результату – рождению спектакля на сцене, которое способно зажечь в юных актёрах и зрителях подлинную театральную радость.
Спектакль готов! Можно показывать зрителям: родителям, малышам, всем желающим. Посмотреть спектакль хотят все. Дети-актёры выступают с удовольствием, родители с волнением следят за своими детьми.