Получи документы

Консультация для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники для дошкольников с нарушением речи»

Наталья Кузнецова
Консультация для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники для дошкольников с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 2»

(дошкольное отделение)

Консультация для воспитателей

старшей и подготовительной группы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Наталья Николаевна Кузнецова

Кашира

11.10.2024

Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у дошкольников с нарушением речи

Мнемотехника (мнемоника) перечень методик и техник, которые помогают запомнить различные типы информации.

В основе мнемотехники лежит принцип визуализации абстрактных объектов, которые заменяются конкретными понятиями или образными определениями. Для легкого и быстрого запоминания необходимой информации нужно ассоциативно связать ее с каким-либо зрительным представлением, звуковым образом или ощущением. Ассоциации установление связей с известными образами и явлениями.

Мнемотехника для детей

За последние несколько десятков лет это инновационное направление в педагогике и логопедии стало популярно. Воспитатели в детских садах стали уделять больше внимания и времени развитию речи.

В группах проводятся занятия, на которых дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, сказками. Особенно полезно заучивать стихи и читать их с выражением. Это тренирует память, формируют речь, обогащают словарный запас.

Выразительность исполнения развивает технику речи дикцию, дыхание. Для этого проводят специальные упражнения, помогающие развить речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов. Также в образовательную программу ДОУ входят занятия по мнемотехнике.

Преимущества методики

Применение мнемотехнических инструментов в педагогике позволяет решить ряд задач:

• запоминание и сохранение полученной информации;

• развитие логического мышления;

• коррекция речи;

• логичное формирование мыслей и составление предложений;

• концентрация внимания;

• формирование навыка составлять рассказы и пересказывать прочитанную информацию.

Мнемотехнические приемы

1. Эйдотехника (эйдо образ) — представление предмета вне зоны восприятия, т. е. применение образного мышления. Упражнение направлено на формирование образов, предметов, явлений природы.

2. Техника ассоциативных цепочек. Слова связываются по порядку, одно за другим, не перескакивая. В результате получается рассказ или сказка. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.

3. Метод «Цицерона» это размещение информации в пространстве. Суть метода в воображаемом размещение образов в конкретном месте.

4. Метод трансформации (превращения). Упражнение способствует развитию памяти и логического мышления. Слова как будто вытекают одно из другого, их что-то объединяет.

5. Метод опор (численно-буквенный метод). Дети запоминают информацию при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков и цифр.

6. Техника «крокирования» (от фр. слова croquis — чертеж, набросок). Метод графических ассоциаций. Суть состоит в перекодировании полученных сведений при рисовании предметов, явлений природы.

Мнемотаблица, мнемоквадрат, мнемодорожка, коллаж это обучающие инструменты метода крокирования.

Мнемотаблицы изображения, содержащие информацию. Сокращают время обучения и одновременно развивают память, внимание, образное мышление. Помогают преобразовывать абстрактные образы в конкретные предметы.

Мнемоквадрат карточка с изображением закодированной информации.

Мнемодорожка последовательное распределение мнемоквадратов, по которым ребенок составляет рассказ.

Коллажи – это пособия, выполняющие следующие задачи:

• обучать (тематические коллажи);

• запоминать;

• формируют навык распределения внимания.

Упражнения для дошкольников

Дошкольный возраст считается благоприятным периодом для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Мнемотехника для начинающих (несложные увлекательные задания, игры) поможет быстрее развиться речи ребенка.

Полезно для развития артикуляционного аппарата выполнять задания с использованием звукоподражательных слов. Хорошо корректируют дикцию шутки–чистоговорки («Бы-бы-бы идет дым из трубы», потешки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»).

Упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить.

Рассмотрев картинку «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий. Ребенок должен четко произнести фразы со звуками «ш» и «ж». «Ша-ша-ша мы гуляем не спеша; шу-шу-шу дам малинку малышу; ши-ши-ши где гуляют малыши». Такие упражнения помогают освоить интонацию вопроса и развивают чувство ритма.

Выделяя звук при четком произношении слова отрабатывается навык разбираться в терминологии «звук» и «слово». В работе с детьми необходимо сделать акцент на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса. Для этого могут помочь игры.

Упражнения для начинающих:

1. «Чей это голос». Цель игры состоит в том, чтобы ребенок научился распознавать по воспроизведенному звуку взрослых зверей от детенышей. Для такой игры можно взять фигурки собаки и щенка, утки и утенка, кошки и котенка. Как вариант, можно зверей вылепить из пластилина или воспользоваться карточками. Сюжет игры: в гости к малышу приезжают животные, они хотят с ним поиграть. Дети должны понимать разницу, как мяукает мама-кошка, а как мяукает ее малыш.

2. Игра «Сравни кубики». Задача научить ребенка соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть два кубика и рассказать, чем они отличаются. Малыш берет один кубик и говорит, что он большой, а второй кубик маленький. Первый кубик красный, а второй белый. Красный кубик пластмассовый, белый кубик сделан из ткани и он мягкий внутри.

3. Игра «Сравни двух котят». Малышу предлагают рассмотреть котят. Один из них белый и крупный, а второй черный и поменьше. Нужно сказать, кто они. Придумать им такие имена, чтобы было понятно один котенок черный, а другой белый. Чем они отличаются.

4. Игра «Что умеют делать зверюшки». Цель игры подобрать глаголы, которые обозначают характерные действия животных. Взрослый демонстрирует картинки со зверюшками, а ребенок должен сказать, что они умеют делать или как говорят. Например, кошка любит мышек. Она любит мяукать. Собака любит лаять и кушать косточки, бегать и прыгать. Петушок кукарекает и любит клевать зернышки.

5. Игра «Профессия». Здесь понадобятся карточки, где изображены люди разных профессий (летчик, парикмахер, врач, повар). Взрослый спрашивает, кто лечит людей. Малыш должен правильно ответить. Так проигрываются остальные карточки.

6. Игра «Волшебники» помогает расширить словарный запас, развивает долговременную память, логическое мышление. Понадобятся карточки с изображением отдельных предметов стол, яблоко, дверь. Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен выбрать те карточки, которые помогут ему запомнить названные слова. Он их как бы «заколдовывает» в эти карточки. Затем малыш берет карточки и с их помощью вспоминает названные слова. Игра направлена на понимание логических связей между предметами.

Регулярные занятия в игровой форме способствуют пробуждению интереса к слову. Упражнения подготавливают детей к дальнейшему самостоятельному составлению повествований, рассказов, текстов, формируют связанную речь.

Правила проведения занятий

Процесс работы и обучения с детьми должен быть комфортным и приносить пользу.

• Начинать необходимо с простых заданий. Сначала можно посмотреть карточки с единичными изображениями.

• Не стоит сразу нагружать дошкольника, он быстро устанет и не будет воспринимать информацию. В день можно показать не более двух мнемотаблиц.

• Все изображения дидактического материала должны быть яркими и цветными. Дети быстро запоминают красочные образы. Трава зеленая, морковка оранжевая, шишка коричневая, море синее.

• Каждый раз стоит менять тему занятий, иначе у ребенка пропадет интерес. Сегодня разучиваем стихи. Завтра сказку, диких животных и т. д.

• Важно, чтобы занятия проходили только в игровой форме.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития. К сожалению, в современном мире у детей всё чаще и чаще наблюдаются различные речевые нарушения, которые сильно ограничивают их взаимодействие с окружающим миром. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет строить отношения в современном мире.

В речи современных детей присутствует множество проблем: — маленький словарный запас, а, следовательно, неспособность составлять распространенные предложения; — бедность диалогическая речи, а, следовательно, неспособность грамотно и доступно формулировать вопросы, строить ответы; — бедная монологическая речь а, следовательно, неспособность составлять сюжетные или описательные рассказы на предложенные темы, пересказывать тексты; Такое слабое речевое развитие накладывает свой отпечаток на формирование и других психических процессов: у детей наблюдается сниженное внимание, пониженная вербальная память, а также низкая продуктивность запоминания.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое

В силу этих и других причин дети с тяжелыми нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Одним из основных направлений работы является познавательное и речевое развитие, проблемы которого особенно актуальны.

Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ.

Конечно, своевременно начатое и правильно организованное обучение таких детей позволяет предотвращать или хотя бы смягчить эти вторичные по своему характеру нарушения. Исходя из того, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, нужно, чтобы процесс обучения стал для них занимательным, интересным и в тоже время развивающим. Для достижения наилучших результатов в обучении связной речи детей также с ОВЗ, следует применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых возможно, хотя бы немного сократить количество появляющихся трудностей в развитии детей данной группы.

Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Известный факт, что наглядный материал у дошкольников усваивается гораздо эффективнее, позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительно полученную информацию, сохранять и воспроизводить её, в связи с чем, в настоящее время не перестает быть актуальной такое средство развития как мнемотехника.

Публикации по теме:

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники для дошкольников с нарушением речи»
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 12:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники для дошкольников с нарушением речи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кузнецова (УИ 1351655) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД