Жанна Машина
Консультация для воспитателей «Игровая деятельность и другие формы организации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность и другие формы
организации дошкольников
Организация жизни детей в форме игры не вытесняет и не исключает другие формы воспитания дошкольников. Выполняет ли ребёнок поручение трудового характера, занимается, играет – во всём этом есть своя мера интереса, организованности, свободы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровая деятельность и другие формы организации дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игра как форма организации жизни детей может их развивать, только если игры содержательны. Если разные стороны игры не развиваются, не совершенствуются, дети сами отходят от них, считая игры неинтересными, скучными. Дети дошкольного возраста способны переносить наблюдаемое в жизни в свои игры, строить игру из материала наблюдений. Важно учитывать то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации жизни в детском саду. Богатый материал для игр дают занятия, причём дети берут в игры не только содержание занятий, но и их форму – поведение воспитателя и других детей. Кроме того, система поведения детей, воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создаёт новый уровень игр. В детском саду, где хорошо проводятся занятия, дети играют более организованно, их игры содержательнее, развиты формы игр, шире интересы, глубже взаимоотношения. Но без активной роли воспитателя нельзя связать эти две формы : игра и занятие, как воспитание и организация детской жизни.
Используя игру, как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду всё более ясным становится значение труда для развития ребёнка. На определённых возрастных ступенях развития игры и труд близки друг другу, даже неразделимы. Но всё же труд – не игра, здесь одна форма воспитания будет обогащать другую. Деятельность воспитателя направлена на то, чтобы добиться правильных взаимоотношений детей в игре. Если игра – это радость детей, то нужно так организовать малышей, чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра – это деятельность ребёнка, то важно организовать эту деятельность так, чтобы она развивала ребёнка.
Игра как форма организации жизни дошкольников должна занять определённое место в педагогическом процессе каждой возрастной группы. Детская жизнь в формах игры может быть интересной и содержательной. Дети сами изобретают игры, но их нужно сочетать с играми с правилами, обеспечивая тем самым самостоятельность, организованность, необходимую для развития детей. Чтобы дети овладели правилами игр, нужно обучение со стороны взрослых. Только к школьному возрасту игры с правилами приобретают глубокое влияние на детей и становятся существенной формой организации их жизни. Для детей дошкольного возраста эти игры являются более сложной формой организации, требуют другого поведения. Однако, используя игры с правилами, не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить их собственные впечатления, не реализуют замыслы, а ведут их по готовому пути.
Большая группа игр с правилами – это игры дидактические и подвижные. Бывает, что дети дошкольного возраста отказываются продолжать организованную игру и тотчас же без каких-либо условий переходят к игре, которую сами задумали, и играют в неё с вдохновением.
Именно в игре и деятельности детей отражаются все существенные оттенки взаимоотношений: дружба, умение жить вместе, действовать совместно, и многие личные качества – жизнерадостность, справедливость, правдивость, общительность, целеустремлённость, инициатива, ловкость, смекалка.
При развитии игры как формы организации жизни детей объектом воспитательного воздействия является детский коллектив. Для игры нужны участники. Воздействуя на детский коллектив в игре, требуется особый подход, обеспечивающий лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности.
Игра важна прежде всего тем, что она способна организовать жизнь детей. В этом состоит её жизненная сила, которую надо использовать в дошкольном детстве. Игра – единственная форма деятельности детей, которая никогда не предъявляет требований ребёнку, которых он не может выполнить, и вместе с тем она требует от него напряжения сил, что связано с жизнерадостным самочувствием, а это залог здоровья. Если с этой точки зрения подойти к различным видам игр, то не трудно заметить, что в подвижных, дидактических и даже строительных играх эти качества почти не принимаются во внимание.
В играх учитывается характер деятельности ребёнка (в дидактических играх – умственная работа, в подвижных – движение, в строительных играх – конструктивные способности и навыки, то самое проявление жизни ребёнка в его взаимоотношениях с коллективом не получает должной оценки. Более полно в этом отношении оцениваются ролевые игры. В них ясны взаимоотношения между детьми, их поступки, влияние на развитие знаний у детей.
Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, там, где эти взаимоотношения не налаживаются, невозможна и игра. Важно то, что чувства, которые формируются в играх, чрезвычайно жизненны и деятельны. В них виден будущий характер человека.