Марина Акимова
Консультация для воспитателей «Значение ранней диагностики и коррекционной помощи детям с нарушением психоречевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение ранней диагностики и коррекционной помощи детям с нарушением психоречевого развития.
В последние годы в дошкольном образовании все большее внимание уделяется раннему выявлению отклонений в речевом развитии и раннему началу комплексной коррекционно-развивающей работе. Это позволяет использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение ранней диагностики и коррекционной помощи детям с нарушением психоречевого развития“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений детей раннего возраста чрезвычайно актуальны. Необходимость мер по ранней диагностике и коррекции в развитии детей связано с увеличением количества рождения детей с ОВЗ.
Причины такого явления различны:
Изменение социально-экономических основ общества;
Доступность алкогольных и табачных изделий;
Пренатальная, натальная и постнатальная патология (инфекционные заболевания матери, угроза выкидыша, преждевременные роды, асфиксия, поражение ЦНС и т. д.);
Новейшие изобретения по облегчению ухода за младенцами (памперсы, музыкальные, электронные говорящие игрушки, гомогезированные продукты для вскармливания и т. д.)
Каждый отдельный случай рождения ребенка с ОВЗ индивидуален:
Соматическая ослабленность;
Врожденные заболевания сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной систем;
Патологии ЦНС разной степени выраженности;
Психоречевое недоразвитие ребенка.
Родители, ожидающие появление здорового ребенка, совершенно не готовы общению с младенцем с ОВЗ.
А для того, чтобы своевременно сформировать у ребенка с ОВЗ коммуникативные и языковые компоненты, необходимо создать особые условия общения в кругу семьи, в полной мере учитывающие возможности малыша к овладению речевой коммуникации.
Во многих случаях, если у ребенка речь не появляется в стандартные сроки, родители не беспокоятся и ничего не предпринимают.
Большинство пап и мам считают, что это передалось по наследству или ребенок слишком мал, и как только он поступит в детский сад заговорит сам, без посторонней помощи. Другие ссылаются на отсутствие специальных знаний, на собственную занятость.
Современные родители перекладывают всю ответственность, свои функции воспитания и развития ребенка на сотрудников ДОУ.
Между тем, с течением времени, ослабевают компенсаторные возможности мозга ребенка.
Только до трех лет, учитывая высокую пластичность ЦНС, при создании необходимых условий можно много восполнить.
После трех лет мы можем коррегировать, т. е. значительно медленнее приближать нарушенную функцию к норме. В этом случае результат будет зависеть от степени выраженности нарушений.
У ребенка, имеющего в анамнезе ЗРР, в дальнейшем возможны не только сложности с устной речью, но и возникновение трудностей при обучении в школе.
Поэтому в ДОУ необходимо проводить работу по ранней диагностике, так как она способствует развитию познавательной деятельности и снижает тяжесть речевых нарушений.
В настоящее время разработаны методики диагностики процесса речестановления в раннем возрасте, позволяющие выявить ЗРР, дифференцировать темповые варианты нормального речевого развития и типы нарушений в овладении речью.
Педагоги, владеющие знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей раннего возраста, используя метод наблюдения во время адаптации, в процессе всех режимных моментов, могут выявить детей «группы риска», склонных к формированию нарушенного развития.
Чтобы в дальнейшем оказать помощь семье в воспитании и развитии ребенка.
Общеизвестно, что степень адаптации ребенка в детском саду определяет его психофизическое и речевое развитие.
У детей с признаками отставания психомоторного и речевого развития наблюдается : общее беспокойство (тревожность, нарушение сна, соматическая ослабленность, стереотипные движения, вредные привычки, отрицательные эмоции (или их отсутствие, нежелание идти на контакт, непонимание инструкций, отсутствие речи, отказ от еды (избирательность в еде, снижение рефлекторного акта слизывания пищи со рта, постоянно открытый рот и т. д.
Важно привлекать родителей детей «группы риска» к активному участию коррекционно-воспитательном процессе.
Проводить с ними разъяснительную беседу, разрабатывать для них рекомендации, направлять на консультацию к специалистам ДОУ, поликлиники, ГПМПК.
Привлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс облегчает работу педагога и ускоряет развитие успехов ребенка.
Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Главное - не опоздать!