жданова светлана владимировна
Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого
деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он
будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре…»
А. С. Макаренко
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Дошкольное детство – короткий, но важный период в становлении личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенные отношения к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка : его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Особое место занимают игры, которые создают сами дети. Такие игры называют творческими или сюжетно-ролевыми.
Сюжетно-ролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его способностей и становления личности в целом.
Сюжетно-ролевая игра - это творчество, в котором ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой деятельности.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности - быть как взрослый.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
. Все «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
Любая детская сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива. Игра формирует такие качества как чуткость, доброта, развивает общительность, взаимопомощь.
Сюжет игры - это действительность, которая находит отражение в игре. В сюжете ребенок отражает свое отношение к миру. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети накапливают опыт социальных отношений между людьми, опыт социальных переживаний.
Сюжетно-ролевые игры
1. Развивают у детей умения придумывать не сложный сюжет, выбирать
роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (лечить,
готовить обед, накрывать на стол, выполнять одну из ролей в
совместной со сверстниками игре.
2. Учат взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами
(шофер- пассажир, мама-дочка) в индивидуальных играх с
партнерами- игрушками (зайцами, куклами). Исполнять роль за себя и
за игрушку, использовать в играх строительный материал (кубики,
природный материал (снег, песок) разнообразно действовать с ними
(строить мост, лепить из снега горку).
3. Поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для той
или иной роли, дополнять игровую обстановку недостающими
предметами.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Игра может сделать ленивого - трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Она помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.
Таким образом, игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка.