Эльвира Белова
Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная комната - это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, светится, завораживает детское сознание и воображение, помогает снять напряжение и успокаивает.
Понятие «сенсорная комната» впервые было представлено общественности М. Монтессори. Этот довольно известный педагог и врач описывал дидактическую среду, позволяющую дошкольникам полноценно развиваться. По мнению Монтессори, сенсорной комнатой можно назвать помещение, снабженное дидактическими материалами, позволяющими заниматься с детьми. Сегодня сенсорной комнатой часто называют помещение, в котором создана специальная интерактивная среда, обусловленная наличием специализированной мебели, звуками, запахами и освещением, специально предназначенными для релаксации. Благодаря грамотному управлению оборудованием такой комнаты психолог способен оказывать мощное воздействие на психику человека, с помощью звука, изображения и чувств погружать его в состояние покоя и расслабленности либо возбуждению и желанию действовать. В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный.
Публикация «Консультация „Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Детские сенсорные комнаты для дошкольных учреждений обычно оснащаются оборудованием, призванным развивать сенсорные способности детей (органы чувственного восприятия, а также способствующим, их психологической разгрузке. В сенсорной комнате, организованной в ДОУ, должен присутствовать набор оборудования и приборов, необходимых для всестороннего, комплексного воздействия на органы чувственного восприятия детей. Необходимо только помнить, что разные наборы стимулов производят разный эффект (от расслабляющего, до тонизирующего) и с этой точки зрения индивидуально подходить к работе с разными детьми, именно поэтому так важна правильная организация сенсорной комнаты в ДОУ.
Оснащение таких комнат подразделяется на две категории: релаксационное и
активационное.
Как правило, в сенсорной комнате устанавливают следующие приборы:
- пузырьковые колонны (стимуляция органов зрения, осязания, достижение чувства равновесия и развитие внимательности);
- развивающие панели (стимуляция слуха и зрения, развитие фантазии и воображения);
- пучки фиброоптических волокон (безопасное волокно, которое не нагревается; способствует развитию внимания);
- тактильные панели (развитие моторики, активизация деятельности мозга);
- сухой душ и сухой бассейн (для релаксации, развития мышц, а также для проведения развивающих игр);
- мягкие модули различной конфигурации (мягкие модули для детского сада призваны обеспечить безопасность и чувство комфорта для малышей);
- увлажнители воздуха и ионизаторы;
- музыкальные системы, зеркальные шары;
- приборы для ароматерапии.
Методы работы, которые часто используют на занятии в сенсорном помещении, очень разнообразны. Сюда включаются: игра, арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, психодраматизм, ароматерапия, аутогенная тренировка. Причем каждый метод применяется в зависимости от того, что именно хочет добиться психолог от ребенка.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
• релаксационные тренинги для детей, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
• использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций : зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
• непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
Благодаря грамотному обустройству, сенсорная комната дает возможность ребенку оставаться таким, какой он есть. Находясь в ней, ребенок получает следующие изменения состояний:
• он становится более уравновешен;
• лучше преодолевает склонность к агрессии;
• учится преодолевать беспокойства;
• снижается уровень тревожности и возбудимости;
• нормализуется сон;
• активизируется активность мозга;
• организм быстрее восстанавливается после перенесенных заболеваний;
Во время игр с детьми используются необычные для повседневной жизни материалы и устройства, что позволяет легко вовлечь внимание ребенка в процесс, развивает познавательные способности и очень сильно влияет на формирование личностных качеств любого дошкольника.
Сенсорная комната и совмещение в ней игротерапии, с общепринятыми методами обучения воспитанников детских учреждений, позволяет достичь наиболее яркого результата и удивительным образом способствует улучшению общих показателей здоровья детей.
Эта поистине волшебная комната поможет детям во всестороннем и гармоничном развитии.