Марина Михайленко
Консультация для воспитателей «Значение математических занятий в умственном развитии ребёнка и подготовке его к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень. Содержание и методы умственного воспитания детей разрабатываются в соответствии с основными положениями педагогики и психологии. В условиях систематического обучения ребёнок может выделять единичное из общего, способен познать простейшие связи и взаимозависимости между отдельными предметами и явлениями. Таким образом, старший дошкольник подходит к осознанию математических отношений.
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение математических занятий в умственном развитии ребёнка и подготовке его к школе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Программа по развитию элементарных математических представлений предполагает реализацию больших потенциальных возможностей ребёнка. Однако важно и то, как, какими методами будет осуществляться обучение. Следует учитывать физические и психические особенности ребёнка. Широко использовать дидактические игры, наглядно-предметные занятия, виды практической деятельности. Процесс обучения должен стимулировать всех детей, давать возможность спорить, свободно общаться друг с другом в поисках истины.
Наиболее результативным является создание на занятиях психолого-педагогических условий для развития познавательных процессов детей, подведение к самостоятельным выводам, включение в занятие проблемных ситуаций.
Главная задача на занятиях – добиться, чтобы ребёнок понимал сущность явлений. Воспитатель часто встречается с методической трудностью, которая заключается в том, что при объяснении он может показать и сделать доступным восприятию дошкольников лишь единичные предметы и явления. Если взрослый полно не раскрывает содержание данных понятий, не помогает уяснить существенные признаки предметов и явлений, то у детей формируются неверные математические представления. Например, знакомя ребят с треугольником, воспитатель обычно показывает конкретные модели – чаще прямоугольные и остроугольные треугольники. Он не может показать треугольник вообще. Предлагая выбрать детям из набора фигур все треугольники, среди которых есть и тупоугольный (треугольник необычного для них вида, взрослый сталкивается с тем, что некоторые дети в группу «все треугольники» его не включают. Это происходит потому, что треугольник вообще нельзя видеть, потрогать руками. Это не предмет, который можно воспринимать органами чувств, а продукт мышления, результат обобщённых признаков множества отдельных реально существующих предметов. Следовательно, необходима систематическая, продуманная работа воспитателя над образованием правильных представлений о признаках треугольника (три угла, три стороны).
В программу по развитию элементарных математических представлений включён ряд тем, имеющих особое значение для развития у детей мышления, стимулирования их творческих поисков при решении различных задач. Имеется в виду обучение измерению с помощью условной мерки и деление предметов на несколько равных частей. Данный процесс позволяет выявить важные закономерности в вещах и явлениях, способствует формированию логического мышления, умению находить причинные связи, судить по итогу об исходных данных, т. е. даёт развивающий эффект.
Например, в программе предусмотрена задача показать зависимость числа от величины мерки при измерении одного и того же объёма. Детям предлагается измерить крупу в тарелке сначала одной мерки – предположим, маленькой чашкой, затем ту же крупу большой чашкой. В результате измерения получают два ряда фишек, которые показывают, сколько раз мерка уложилась в измеряемом объекте. Когда дети подводят итог, выясняется, что результаты двух измерений одного и того же количества крупы не совпадает.
Важно направить ход мыслей детей. Выслушивать различные суждения, доказательства, найти подходящие аргументы для опровержения тех или иных утверждений.
- Давайте разберемся, - говорит взрослый.
– Количество крупы было одно и то же?
Дети начинают рассуждать:
- Мы не отсыпали и не добавляли крупу.
Затем воспитатель просит рядом с фишками, отложенными при первом и втором измерении, поставить мерки, которыми дети пользовались. Они ставят рядом с шестью фишками – маленькую чашечку, рядом с тремя фишками – большую. Анализируют, какой результат получен при одном и при другом измерении. Пытаются отыскать причину. Обращают внимание на то, что мерки не одинаковы. Делают вывод: измеряя одно и то же количество разными мерками, получаем разный результат. Педагог наглядно демонстрирует зависимость результата измерения от величины мерки и даё т возможность детям самостоятельно сформулировать это: чем больше мерка, тем меньшее число, раз она укладывается и наоборот.
Исключительно важное значение имеют ситуации, где дошкольники должны самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, опираясь на знания, приобретённые в процессе обучения.
Например, всей группе детей дают рулон обоев и рассказывают, что малыши решили сделать кукольный домик, но не знают, хватит ли обоев оклеить стены в домике. На каждую стенку в домике надо «вот столько обоев», воспитатель показывает мерку. Дошкольники начинают предлагать порядок работы. Важно, чтобы они уточнили исходные данные: сколько комнат будет в домике и сколько стен в каждой комнате. Только в этом случае возможно правильное решение задач. В процессе обсуждения дети решают, что надо измерить рулон обоев и определить сколько раз уложится мерка. Если она уложится 4 раза и больше, то тогда обоев хватит на одну комнату, потому, что в домике будет одна комната, в а в ней 4 стены. Если мерка уложится менее 3х раз, то обоев не хватит. Ребята начинают измерять: один держит рулон, чтобы он не скручивался, другой прикладывает мерку, отмечает карандашом её конец, третий откладывает фишки. Каждый раз, когда мерка уложилась полностью, ребёнок откладывает фишку. По окончании измерения дети могут не только ответить на вопрос, но и доказать правильность своих действий.
Это примеры задач проблемного характера. Этот метод обучения называется – проблемно-поисковым. Он организует творческое усвоение знаний, учит детей самостоятельно применять накопленные знания для решения новых проблемных задач. Если детям приходится менять точку зрения, то необходимо, чтобы они имели на это веские доказательства, а не соглашались с тем или иным решением педагога или товарища.
Овладеть основами какой-либо науки – значит овладеть системой понятий этой науки. Работа над формированием правильных научных понятий – важнейшая задача каждого учебного предмета в школе. Но готовить ребёнка к этому надо в детском саду. Первоначальное понятие о дробях формируется на основе чувственного восприятия половинок, четвертей и восьмушек реальных вещей. Чтобы наполнить понятие о дроби конкретным содержанием, необходимо наглядно показать деление яблока, листа и т. д. на несколько частей. В старших группах дают различные практические задания, включающие деление предметов на несколько частей. Дети делят предметы на 2,4,8 равных частей, на конкретном материале устанавливают, что целое больше части, а часть меньше целого, все части полученные при делении предмета на равные части, равны между собой.
Можно предложить детям различные развивающие упражнения. Так можно установить: чем на большее число частей разделить предмет, тем меньшей по размеру получится каждая часть. Разделив полоски бумаги на 4 и на 8 частей, дети сравнивают одну восьмую часть и одну четвёртую, наложив на эти части одна на другую. Они делают вывод: одна четвёртая часть листа больше, чем одна восьмая. Такое умение сопоставлять является источником умственного развития.
Занятия основываются так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять задания. Это примеры, когда вопрос обсуждается всей группой детей. Педагог лишь незаметно направляет это обсуждение. Главное – коллективный поиск правильного ответа.
Самым высоким уровнем познавательного общения можно считать работу всей группы над общим заданием, когда деятельность каждого ребёнка строится им самим с ориентировкой на всё группу. Например, даётся задание разделить лист бумаги на 4 равные части. Сидящим за соседними столами раздают разные по форме листы, не предупреждая их об этом. Каждый выполняет своё задание. Выполнив задание, дети начинают «проверять» соседей. В зависимости от данной формы листа части получаются разными. Начинается спор. Ребята обращаются к педагогу за поддержкой. Воспитатель, который делил листок бумаги на 4 равные части, показывает их детям. Все видят, что это части треугольной формы. Кто же ошибся? Важно, чтобы дети пришли к выводу, что все, у кого получились 4 равные части, выполнили задание верно. Это было главной задачей занятия.
Во время занятия ребёнок должен как можно больше проявлять активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать своё мнение. Каждый ошибочный ответ, должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного решения.
Математика – наука точная. В ней много терминов, которые мы употребляем в работе и с дошкольниками. Воспитатель добивается, чтобы ребёнок понял, о чём идёт речь, и сам мог грамотно сформулировать свою мысль.
Мы знакомим детей с новыми терминами: последующее и предыдущее число.
- Какое число идёт после 5? – спрашивает взрослый.
Дети: шесть.
Все вместе заключают, что число, идущее после 5 можно назвать после (него) идущее, после идущее или последующее. Так же объясняется и термин предыдущее: идущее перед числом, впереди числа, пред идущее, предыдущее.
Такого рода исследовательская работа увлекает ребят, повышает умственную активность, сложнейшие математические термины осознаются, а не запоминаются при помощи зубрёжки.
На занятиях по математике следует обращать внимание на речевую работу. На каждом занятии дети учатся чётко выражать свою мысль, делать вывод, объяснять, доказывать, использовать краткие и полные ответы. Они должны понять, что полный ответ необходим, когда надо сделать вывод, объяснить, почему получился тот или иной результат. Ребёнок должен не только быстро и правильно отвечать, но и стремиться быть ведущим, уметь задавать вопросы, когда этого требует игровая ситуация.
Если постоянно обращать внимание на речь, корректировать её, ребята начинают и сами следить за своей речью: она становится богаче, содержательнее.
Проблема обучения дошкольников математике, не ограничивается лишь затронутыми моментами. Здесь рассказано о главном при подготовке детей к школе – о путях совершенствования процесса обучения, о средствах, обеспечивающих развивающее обучение.