Людмила Воробьева
Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и воспитателей : «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста»
Умение плавать – это такой навык, который никогда не помешает в повседневной жизни. Тот человек, который не владеет им в полной мере, наверное, не раз жалел о том, что в детстве родители не отдали его в бассейн. Поэтому очень важно обучение детей дошкольного возраста плаванию. С самых ранних лет ребёнок должен научиться уверенно чувствовать себя на воде. Со временем это поможет не бояться водной стихии и получать истинное наслаждение от отдыха на курортах. А какую пользу приносит обучение плаванию для молодого организма!
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Пожалуй, это только краткое перечисление тех преимуществ, которые даёт обучение плаванию детей в бассейне. Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его малыш рос крепким и здоровым. И плавание является одним из самых простых, доступных и эффективных способов достичь физического здоровья ребёнка. Дело в том, что обучение плаванию способствует развитию мускулатуры, дыхательной системы, тренирует выносливость и гибкость. В бассейне организм оказывается в гидростатической среде, наиболее приближенной к невесомости. Соответственно, задействуются даже те группы мышц, которые обычно слабо развиваются. В итоге организм получает комплексные физические нагрузки, особенно важные во время его роста.
Начиная с раннего возраста необходимо заботиться о фигуре ребёнка. Для этого требуется гармоничное развитие мускулатуры, поэтому обучение плаванию дошкольников представляется столь важным. Регулярные занятия приводят к тому, что обменные процессы в организме малыша начинают работать правильно, по тем законам, которые заложены самой природой. Если обучению плаванию началось уже в дошкольном возрасте и продолжилось в последующие годы, то ребёнку будет намного легче переносить нагрузки. Его иммунитет приспособится к наиболее распространённым «детским» заболеваниям. Среди своих сверстников такой ребёнок обычно выглядит более здоровым, а его самочувствие значительно отличается от самочувствия сверстников.
По мнению специалистов, плавание имеет ещё одну важную особенность для развития подрастающего организма. Это позитивное воздействие на нервную систему ребёнка. Дело в том, что во время водных упражнений массируются нервные окончания. Соответственно, снимается напряжение, ребёнок расслабляется, крепче засыпает и перестаёт жаловаться на утомление.
Система обучения плаванию в нашем детском саду рассчитана на детей 3-7 лет. В 3-летнем возрасте малыши учатся просто передвигаться в воде, приседать, выполнять элементарные гребковые движения руками. К 7 годам они овладевают двигательными умениями и навыками, позволяющими хорошо владеть своим телом в пределах возрастной нормы, осваивают два способа плавания (кроль на груди и спине).
Обучение делится на 3 периода.
Задачи 1 периода:
Восстановление и закрепление двигательных умений, освоенных в предыдущем учебном году.
Задачи 2 и 3 периодов:
Закрепление и обучение двигательным действиям более высокого порядка в зависимости от психической и физической готовности детей, их плавательной подготовки, посещаемости занятий. В основе предлагаемых двигательных действий лежат принципы доступности и последовательности.
Программа состоит из разделов:
Основной навык.
Последовательность обучения.
Игры и задания.
Детям дается основной навык и предлагается перечень последовательных действий, направленных на его освоение и закрепление.
По мере улучшения плавательной подготовки возрастает количество заданий, направленных на преодоление определенных дистанций, позволяющих закрепить то или иное двигательное действие, исправить ошибки в технике выполнения.
Дети 3-7 лет занимаются плаванием 2 раза в неделю по 15-30 минут в соответствии с возрастом по подгруппам не более 10 человек.
Конкретно поставленные задачи, правильно подобранные игры и задания, соответствующая нагрузка, индивидуальный подход являются основой успешного обучения детей плаванию, позволяют добиться хороших результатов.
Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированного детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.
Ведущее место занимает игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Использование игр помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игровой характер обучения отражает также необходимость внимательного, требовательного, но в то же время непринужденно-ласкового подхода к детям, обусловливает живое участие инструктора в процессе обучения.
Игры, как правило, содержат ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения. В обучении используются простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме, назначению.
Освоение различных движений происходит путем многократного повторения их. Количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, в одном занятии надо предлагать им выполнять разнообразные упражнения.
Особенно важен при обучении плаванию показ упражнений, проводимых в воде. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том, что выполнение этого движения в воде вполне возможно. Это в свою очередь порождает уверенность и смелость при выполнении упражнений, способствует быстрейшему образованию новых навыков.
Не всегда дети сразу схватывают правильное выполнение нового движения. Поэтому его надо демонстрировать по многу раз как на одном, так и на протяжении нескольких занятий.
Лучше всего показывать упражнения непосредственно перед их выполнением, совершая все движения правильно, четко, легко и красиво, без напряжения. Показ обязательно должен сопровождаться доступными для детей пояснениями. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулируют целенаправленное, сознательное овладение движениями.
Большое место в мышлении детей занимает образ. В обучении плаванию образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений должны широко применяться. Такие названия упражнений, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать реальные представления о подлежащем выполнению упражнении, облегчают овладение им. Естественно, образ должен быть понятен детям, иначе подражание ему невозможно.
В плавании существует присказка: «Плавать умеет только тот, кто умеет владеть дыханием»
Плавание рассматривалось – как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента : задержка дыхания, погружение под воду, всплывание, лежание, скольжение на груди и спине, согласованная работу рук и ног, правильное дыхание.
Именно такая последовательность дает возможность почувствовать и понять свойства воды. Полученные навыки помогут не растеряться в экстремальных ситуациях на воде.
А затем плавное соединение изученных упражнений для приобретения навыка плавания, применяется метод многократного повторения плавательных упражнений в воде.
Методы обучения плаванию делятся на три группы: наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы - создают четкое представление об изучаемом предмете. Они практически реализуются с помощью демонстрации способов плавания и различных упражнений (для этого необходим хороший демонстратор, лучше всего сверстник, в совершенстве владеющий этими движениями или действиями, а также показа фотографий, рисунков, плакатов, игрушек и т. д.
Словесные методы - включают объяснения, рассказ, сравнения, замечания, указания, распоряжения, команды, подсчет, анализ (для старшего дошкольного возраста). В работе с малышами словесные методы должны быть доходчивыми, доступными для понимания малышей; следует широко использовать сравнения с движениями и действиями, известными ребенку.
Практические методы - это методы упражнения, изучения движений в целом и по частям, соревновательный, контрольный.
Ознакомление с новым учебным материалом на суше важно, так как время пребывания детей в воде ограничено, а водная среда чрезвычайно их возбуждает, в результате чего внимание рассеивается, они плохо воспринимают незнакомый материал. Но и злоупотребление большим количеством упражнений на суше влечет за собой снижение внимания. Поэтому целесообразно предлагать детям на суше 2—3 упражнения, а затем заниматься с ними в воде.
Поэтому один из предложенных видов плавания поможет избежать в дальнейшем таких трагических случаев с детьми. Результаты проводимой нами работы свидетельствуют о том, что объем физических нагрузок и последующее их увеличение и усложнение под силу детям и помогают приобрести уверенность в свои силы и развивают плавательные навыки детей.