Валентина Борисовна Бражникова
Консультация для воспитателей «Формы работы для развития социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы работы для развития социализации дошкольников»
Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической деятельности совершается именно в процессе социализации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формы работы для развития социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и определяется, как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Понятие «социализация» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «коммуникация» - процесс обмена информацией между субъектами.
Существуют ли временные рамки для процесса социализации личности?
Когда начинается и когда заканчивается этот сложный, многогранный процесс?
Да, конечно, едва родившись, человек начинает осваивать этот мир и продолжает это делать всю свою жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром, так и в процессе его
целенаправленного приобщения к социальной культуре. В соответствии с ФГОС ДО, основными задачами социально-коммуникативного развития являются :
- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Отбор содержания, эффективных форм и методов социализации дошкольника зависит от многих факторов. Например, интенсивность процесса социализации на каждом возрастном этапе не одинакова.
Так, например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте с взрослым, в познавательном общении с ним; во внимании взрослого к своим вопросам и максимально полных ответах на них. Кроме того, на данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками в совместной деятельности. Наряду с этим, ребенок 3-5 лет способен взаимодействовать в сообществе сверстников, созданном на основе общей деятельности (игры, коллективной работы). Саму деятельность ребенок тоже способен выбирать, в соответствии со своими предпочтениями – ведь теперь у него начали складываться интересы, ценностные ориентации. Кроме того, он начинает осознавать собственное «Я».
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками; в сопереживании, взаимопонимании, эмоциональной близости с ними; в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые дружеские объединения для игры и реализации других общих интересов; проявлять на высоком уровне коммуникативные умения и более гибко их использовать; осознать свое социальное «Я».
Поскольку речь идет о таком сложном процессе как социально-коммуникативное развитие, отметим, что осуществляется этот процесс во взаимодействии: взрослого с ребенком, ребенка со сверстником. Причем, как
уже отмечалось выше, взаимодействие это может быть как стихийным, так и специально организованным.
Рассмотрим наиболее эффективные формы и методы реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольника.
Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах
Повседневная жизнь дошкольника насыщена различными видами детской деятельности. Режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.
Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника : он учится подчиняться общим правилам, переходить от одного
вида деятельности к другому, выполнять просьбы и поручения воспитателя.
Кроме того, существуют формы, методы и приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:
1) ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая это, иногда просто повторяя ритуал изо дня в день, пока дети не усвоят его.
Примеры:
- символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее от других групп детского сада;
- правила группы;
-утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться
за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
- «минутка шалости» и «минутка тишины».
- читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают и обсуждают;
- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома;
2) условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:
- воспитатель звонит (или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия;
- воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку;
- фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т. д.
3) социальные дистанции :
- повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
- руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру, на прогулку;
- флажок у того, кто замыкает строй.
Таких примеров можно привести немало, каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения, но и помогают педагогу в непосредственной организации жизнедеятельности
детей.
Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена различными видами деятельности, одно из основных мест среди которых, безусловно, занимает игра. В каждом из видов игр (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава, ребенок учится.
Когда дошкольник овладевает игрой на уровне самостоятельности, игра превращается из предмета познания в самодеятельность ребенка – творческую форму выражения его индивидуальности.
1. Сюжетно-ролевая игра – одна из важнейших форм социализации дошкольника, поэтому от умелого руководства педагога зависит эффективность работы в данном направлении.
Важно соблюдать ряд требований, способствующих эффективному руководству игрой:
- игру нужно организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям (цель ставит воспитатель перед собой, но не перед детьми);
-необходимо содействовать накоплению у дошкольников представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены, артисты и т. д.);
- необходимо продумывать средства игры (роль, атрибуты, игровое
пространство) – только в этом случае игра станет средством социализации, а не простой забавой;
- игра – «лаборатория познания» педагогом своих воспитанников;
- организация детской игры должна быть направлена на то, чтобы каждый ребенок приходил к ее результату – оценке и самооценке созданного образа.
2. Коммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения игрового действия необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. Таких игр достаточно много, это игры различной степени подвижности, к ним можно отнести некоторые хороводные игры, много среди них словесных и ролевых игр
3. Игры с правилами – здесь дошкольник не только получает удовольствие от процесса игры, но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками или предусмотренные самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.
Социально-коммуникативное развитие в организованной
образовательной деятельности
1. Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе
занятий происходит образовательное взаимодействие, при котором его участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся
применять полученные знания на практике.
2. Опытно-экспериментальные методы (технология ТРИЗ, метод проектов) – такие методы позволяют ребенку включиться в определенную систему получения знаний, и ведут к появлению новых типов отношений между ребенком и социальным окружением.
Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат
можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться этого результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь организовать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта, где ребенок рассказывает: что изучали, где находили информацию, что и как сделано, какой получили результат.
Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети, увлеченные познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, находят ответы на вопросы, вместе переживают радости и неудачи.
3. Коллективная деятельность сама по себе решает задачи, обеспечивающие успешную социализацию, формирование коммуникативных навыков, ведь дети учатся выполнять деятельность, направленную на достижение общей цели, договариваются между собой и распределяют обязанности; учатся помогать сверстнику в случае необходимости, проводить анализ результатов совместной деятельности.
4. Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе чего осуществляется непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.
В заключении важно отметить, что реализация всех указанных форм и методов должна базироваться на следующих основных позициях:
1 позиция: дошкольная организация функционирует как «открытая система», следовательно, социализация осуществляется за счет непосредственного участия в нем семьи, общественных организаций;
2 позиция: дошкольник как индивидуальность гармонично развивается только при одновременном удовлетворении потребностей в игре, общении и познании;
3 позиция: дошкольник развивается как интегральная индивидуальность, поэтому социализирующее влияние воспитателя должно осуществляться на основе индивидуально-комплексного подхода;
4 позиция: дошкольник испытывает потребность быть, с одной стороны, не похожим на других сверстников, а с другой – быть значимым, эмоционально «созвучным» со сверстниками, то есть быть членом своего коллектива;
5 позиция: поведение дошкольника – система поступков, которые он совершает в ходе выполнения деятельности, а выбор поступков определяется
знаниями и направленностью поведения;
6 позиция: решающую роль играют формы работы, позволяющие дошкольнику проявить собственную активность и наиболее полно самовыражаться в родственных ему видах деятельности.