Ирина Шпилёва
Консультация для воспитателей «Формы, методы и приёмы для формирования у детей элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной
мере зависит дальнейший путь математического
развития, успешность продвижения
ребёнка в этой области знаний»
Л. А. Венгер
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения ЭМП привлекательным, ненавязчивым, радостным. Какие же формы работы с детьми можно использовать для формирования ЭМП? (слайды)
Формы работы с детьми по ФЭМП:
1. ООД
Публикация «Консультация для воспитателей „Формы, методы и приёмы для формирования у детей элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Игровая деятельность
3. Организация РППС (Центры познавательного развития)
4. Досуги (Викторины, КВН и т. п.)
5. Совместная деятельность в режимных моментах
6. Самостоятельная деятельность.
7. Индивидуальная работа.
1. ООД проводится с целью дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой); группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии).
2. Игровая деятельность проводится с целью закрепить, применить, расширить знания, умения, навыки на занятии или вне занятий; группа, подгруппа, один ребенок.
3. Организация РППС проводится с целью повторить, закрепить, применить, отработать ЗУН во время режимных процессов, повседневной деятельности; подгруппа, один ребёнок.
4. Досуг (математический утренник, праздник, викторина, КВН и т. п.) проводятся с целью увлечь математикой, подвести итоги 1—2 раза в году; группа или несколько групп.
5. Совместная деятельность проводится с целью повторить, применить, отработать ЗУН во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности; подгруппа.
6. Самостоятельная деятельность проводится с целью повторить, применить, отработать ЗУН во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности; группа, подгруппа, один ребенок.
7. Индивидуальная работа проводится с целью уточнить ЗУН и устранить пробелы на занятии и вне занятий с одним ребенком.
В процессе ФЭМП у детей используются четыре метода обучения :
1. практические
2. игровые
3. наглядные
4. словесные.
При выборе методов надо учитывать ряд факторов:
1. Программные задачи, которые вы будете решать (знакомство – практический, закрепление – игровой)
2. Индивидуальные и возрастные особенности психофизического развития детей.
3. Наличие необходимых дидактических средств.
В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод.
А. Нивен говорил: «Математику нельзя изучать наблюдая, как это делает сосед». Ребёнок постоянно должен действовать!
Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).
Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений :
— выполнение разнообразных практических действий;
— широкое использование дидактического материала;
— возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;
— выработка навыков счета, измерения и вычисления в самой элементарной форме;
— широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.
Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.
Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности.
И второй самостоятельный метод – игровой. (Или как часть практического метода).
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, решают логические задачи.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами («Путаница», «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку» «Кто первый назовет?»)
2. Игры путешествия во времени («Живая неделя», «Наш день», «Когда это бывает?», «Вчера, сегодня, завтра»)
3. Игры на ориентировки в пространстве («Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Найди игрушку»)
4. Игры с геометрическими фигурами («Найди похожую», «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг»)
5. Игры на логическое мышление («Найди варианты», «Орнамент», «Что я загадала?», «Вспомни быстрее»)
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений.
Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их. Настольно - печатные — в свободное от занятий время.
Наглядные методы при формировании элементарных математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.
Наглядный метод обучения широко используются в виде:
-Демонстрации картинок («Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?», «Что перепутал художник?»);
-Иллюстраций с изображением времени суток;
-Ситуаций для составления задач;
-Циферблата часов;
-Демонстрации способов измерения сыпучих и жидких веществ;
-Показа видеофильмов, ИКТ игр.
Виды наглядного материала : (приготовить для показа)
-демонстрационный и раздаточный;
-сюжетный и бессюжетный;
-объёмный и плоскостной;
-специально-счётный (счётные палочки, абак, счёты и др.);
-фабричный и самодельный.
Всё занятие строится на наглядности, поэтому весь материал должен быть ярким, красивым, качественным, и привлекательным!
Методические требования к применению наглядного материала :
-новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объёмного материала; (знакомство с числом 3 – белочка и орехи)
-по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
-одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала; (демонстрационный, раздаточный плоскостной, специально-счётный)
-новый наглядный материал лучше показать детям заранее.
Словесные методы в элементарной математике занимает не очень большое место. Живое слово воспитателя – это образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка. Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики (Ложим – кладём). Речь и воспитателя и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной - меньше воды. Тогда занятие проходит быстро и интересно. Отсюда следует, что грамотная речь педагога – один из важнейших компонентов успешного занятия по ФЭМП.
Приемы формирования математических представлений :
В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:
1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования:
— четкость, расчлененность показа способов действия;
— согласованность действий со словесными пояснениями;
— точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ;
— активизация восприятия, мышления и речи детей.
2. Инструкция применяется для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие.
3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.
Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение, но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять. Желательно избегать повторного показа.
Освоение действия и совершенствование его осуществляется под влиянием словесных приемов: пояснения, указания, вопросов. Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия.
Пояснение, разъяснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов. Указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий («Я выкладываю на верхнюю полоску пять красных кружочков»)
4. Вопросы к детям. Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е констатирующих, к более сложным вопросам, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств.
Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».
Вопросы в младшем возрасте — прямые, конкретные: Сколько? Как? в старшем возрасте — в основном поисковые вопросы: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?
Основные требования к вопросам как методическому приему :
— точность, конкретность, лаконизм:
— логическая последовательность;
— разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по - разному; (как ты сделал? как у тебя получилось)
—оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;
— давать детям время на обдумывание;
—количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;
— следует избегать подсказывающих вопросов.
Воспитатель обычно задает вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный ребенок. В отдельных случаях возможны хоровые ответы, особенно в младших группах. Детям необходимо дать возможность обдумать ответ.
Ответы детей должны быть :
— краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;
— самостоятельными, осознанными;
— точными, ясными, достаточно громкими;
— грамматически правильными (соблюдение порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).
В paбoтe с дошкольниками взрослому приходится часто прибегать к приему переформулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить. Например: «На полке грибов четыре», — говорит малыш. «На полке четыре гриба», уточняет воспитатель.
5. В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции, но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения.
В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д.
Анализ и синтез как методические приемы выступают в единстве. Примером их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.
6. Моделирование – это наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:
— использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;
— дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования : развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.
Широко используются модели при формировании
- временных представлений : модель частей суток, недели, года, календарь;
- количественных представлений : числовая лесенка, числовая фигура и т. д.,
- пространственных представлений : модели геометрических фигур и т. д.
- при формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.
7. Экспериментирование - это приём умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).
8. Контроль и оценка. Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приемы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.
Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку утвердится в достижении положительных результатов. Особенно положительная оценка важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.
Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят. Оценка взрослого, приучающего ориентироваться на образец, начинает сочетаться с оценкой товарищей и самооценкой. Этот прием используется по ходу и в конце упражнения, игры, занятия.
Эти приемы, кроме обучающей функции, выполняют ещё и воспитательную функцию : помогают воспитать доброжелательное отношение к товарищам, желание и умение помочь им, формируют эмоциональную отзывчивость.
Уважаемые коллеги, используйте данные формы, методы и приёмы и процесс овладения элементарными математическими представлениями у детей на ваших занятиях будет привлекательным, ненавязчивым и радостным! Удачи!