Лучший педагог года

Консультация для воспитателей: «Формирование патриотических чувств через художественно-эстетическое развитие»

Кристина Жогина
Консультация для воспитателей: «Формирование патриотических чувств через художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Публикация «Консультация для воспитателей: „Формирование патриотических чувств через художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах

Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно- патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и методы работы, определенные этапы.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.

Цели:

• расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

развитие художественно-эстетического восприятия;

формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Главными задачами являются:

развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, рассматривании произведений искусства;

• учить понимать художественный образ произведения;

формировать знания о жанрах и видах изобразительного

искусства,

развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;

воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

Данная работа может организовываться в различных формах :

1. Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.

Тема: «Подвиг воина-защитника в произведениях русской живописи» предполагает использование репродукций картин А. Дейнека «Оборона Севастополя», А. Пластова «Фашист пролетел», В. Штраниха «Салют Победы»);

На занятии по теме «Плакаты призывали на фронт» дети рассматривают плакаты «Родина-мать зовет!» И. Торидзе, «Воин Красной армии, спаси!» В. Корецкий (ознакомление с агитационно-массовым искусством плаката);

В ходе образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников со скульптурой больших и малых форм образ воина-победителя может быть представлен монументальными скульптурами Е. Вучечича «Неизвестный солдат», «Мамаев курган», «Вечный огонь»;

Для раскрытия темы «Художники-участники Великой Отечественной войны» можно использовать работы А. Пахомова «На Неву за водой», Н. Жукова «Подвиг А. Матросова».

1. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, детьми войны.

2. Интерактивные выставки репродукций картин известных художников («Война в картинах художника К. Васильева», «Прощание славянки», «Портрет маршала Жукова»).

3. Беседы по живописному произведению (Ю. Непринцев «Отдых после боя»).

4. Интегрированная образовательная деятельность (познавательные художественно-литературное занятия с просмотром репродукций) («День Победы», «Я помню, я горжусь», «Город-герой Сталинград»).

5. Игровые формы работы (Познавательно-игровая программа «Улицы города рассказывают», викторина «Защитники Отечества».

6. Посещение памятных мест в родном поселке, организация экскурсий совместно с родителями к памятным местам в городе Саранск.

7. Рекомендации родителям посетить совместно с детьми места героической славы

Для организации работы необходимо:

• создать комфортные условия для образовательной деятельности. Удобно оборудованное рабочее место поможет художественно- изобразительному и нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;

• очень важно грамотно подобрать наглядный методический материал по теме занятия (репродукции картин известных художников-баталистов, макеты памятных мест, скульптуры малых форм, продумать экскурсию к памятным местам;

• периодически обновлять изобразительный материал (краски, глина, уголь, сангина);

Организуя работу, педагог получает возможность руководить познавательным и творческим развитием детей.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства отличаются тем, что:

• отсутствует обычный показ методического пособия;

• активно используются взаимосвязь и разнообразие наглядных форм : скульптуры, картины, медали, ордена, фотографии военных лет, заготовки педагога;

• осуществляется активное познание исторического прошлого (алгоритм «чувствовать — познавать — творить»);

• ребенок получает знания о художественных произведениях военного времени, может вести сравнение, анализировать и делать выводы;

• проводится индивидуальная работа с детьми ;

• расширяются знания после посещения памятных мест и встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.

Тематическое планирование (в определенной системе и поэтапно) работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам:

«Родная страна в период Великой Отечественной войны»,

«Родной город во время войны»,

«Радость Победы».

«Поклонимся Великим тем годам»

«Дети- герои войны».

Работа с детьми проводится по темам, которые желательно приурочивать к конкретным событиям, праздникам, например перед праздником День Победы можно провести с детьми работу по изобразительно-художественной деятельности на темы «Мы рисуем голубя», «Салют Победы», «Мы склонимся низко, низко у подножья обелиска».

Можно выделить два основных этапа работы.

I. Собирается необходимый материал о художниках и скульпторах, определяются объекты для экскурсий с детьми в краеведческий музей, к памятникам, зданиям.

II. Разрабатывается серия занятий на тему «Искусство военных лет». На занятиях дети знакомятся с творчеством художников, прошедших войну, посещают виртуальные выставки их картин и скульптур, слушают рассказы об авторах и их работах.

Приобщаясь к изобразительному искусству и архитектурным произведениям, дети учатся не только понимать художественный образ произведения, но и видеть перспективу, определять цветовую гамму. Они получают знания о жанрах и видах изобразительного искусства, у них формируется умение использовать технику и приемы рисования, лепки, они также узнают военную историю страны, героическое прошлое родного города, у них воспитываются чувство гордости за свою Родину, уважение к ней.

Грамотное и творческое руководство процессом формирования нравственно-патриотических чувств у детей посредством приобщения к изобразительному искусству напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагога в области художественно-эстетического воспитания.

• На занятии по нравственно-патриотическому воспитанию детей знакомят как с одним видом искусства (например, живописью, так и с несколькими (например, живописью и скульптурой).

• Занятие может быть посвящено разным видам искусства (например, изобразительному искусству, музыке, художественному слову). Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно- выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления.

• Активно используется художественное слово, которое помогает детям понять образ, услышать о том или ином событии, которое описал поэт.

Современные возможности ДОУ позволяют иметь в своем арсенале ТСО, что дает возможность активно использовать произведения искусства в учебно-познавательном процессе, объединяя и интегрируя их.

Работа проводится в группе, где необходимо организовать центр нравственно-патриотического воспитания. Но интереснее всего оборудовать музей Славы или краеведения, целенаправленно собирающий, хранящий и экспонирующий подлинные предметы материальной культуры.

Оборудование для работы:

• изобразительные материалы;

• репродукции картин известных художников;

• скульптуры малых форм;

• материалы для изготовления макетов;

• мольберты;

звуковоспроизводящая аппаратура;

• компьютер;

развивающие игры;

• медиопрезентации.

Предполагаемыми результатами педагогической деятельности по формированию нравственно-патриотических чувств у детей посредством приобщения к изобразительному искусству являются:

• представление о событиях, происходящих в годы Великой Отечественной войны;

• отражение впечатлений на бумаге;

• умение работать с нетрадиционной техникой рисования;

• понимание переданного художников настроения, появление желания общаться по художественному произведению;

• активное и творческое проявление взгляда в художественной деятельности;

• соотнесение по настроению художественных образов живописных, музыкальных и поэтических произведений;

• хорошо развитая речь, словарь обогащён эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.

В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что важнейшая роль в донесении до людей правды о Великой Отечественной войне принадлежит изобразительному искусству. Вглядываясь в картины, которые писали участники изображенных на них событий, мы лучше понимаем, через какие страдания прошел наш народ, чтобы приблизить Великую Победу. Произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, не стареют, так как они всегда нужны людям, ведь память о тех годах будет в нашем народе жить вечно. Через наглядные художественно-изобра-зительные средства важно подвести ребенка к пониманию того, что мы победили, потому что любили свою Отчизну. Нам, педагогам, необходимо как можно больше уделять детям внимания, помогать получать знания, развивать творческие способности и воображение не только одной формой и методами обучения, а их разнообразием и сочетанием.

Публикации по теме:

Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Формирование патриотических чувств через эмоционально-положительное восприятие ребенком окружающего мира Формирование патриотических чувств через эмоционально-положительное восприятие ребенком окружающего мира «Любовь к родному краю, родной.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность Цель проекта: Формирование нравственных ценностей. ЗАДАЧИ: -Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. -Расширение знаний.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через различные формы творческой активности Слайд №1,2,3,4,5,6 Тема моего опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, через различные формы.

Консультация для педагогов «Художественно-эстетическое развитие с учетом ФГОС» Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает быстрый переход к проектированию образовательного пространства ДОО.

Консультация для воспитателей «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств» Консультация для воспитателей Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего.

Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое воспитание в развитии у детей творческих способностей» Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.

Индивидуальный план по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу» МАОУ детский сад № 69 «Веточка» городского округа Тольятти Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Пикашова.

Проект для старшей группы «Воспитание гражданско-патриотических чувств через любовь к малой Родине» Проект «Воспитание у дошкольников гражданско-патриотических чувств через любовь к малой родине, родному посёлку Приморье.» Старшая группа.

Тетрадь самообразования «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» г. Долинска Сахалинской области План по самообразованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей: «Формирование патриотических чувств через художественно-эстетическое развитие»
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 09:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей: «Формирование патриотических чувств через художественно-эстетическое развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Жогина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД