АННА ТЕПЛОВА
Тетрадь самообразования «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» г. Долинска Сахалинской области
План
по самообразованию
воспитателя Тепловой Анны Германовны
Тема: «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств»
На 2017 – 2018 учебный год для детей подготовительной
к школе группы (с 6 до 7 лет).
Тема: «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств»
Публикация «Тетрадь самообразования „Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Воспитание любви к родному краю невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего края. Знакомясь с родным краем, ребенок учиться осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных условий и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.
Цель: помочь детям узнать, чем знаменателен, красив и богат родной край. Ведь именно процесс своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств : любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.
Задачи ознакомления дошкольников с родным краем :
1. Повысить собственный уровень знаний путём создания проекта «Знаменитые люди моего края».
2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.
3. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
4. Оформить в группе уголок.
5. Принять участие на педагогическом совете по теме «Воспитание любви родного края через формирование патриотических чувств».
В работе можно использовать разные методы: занятия, посвященные истории города, края, экскурсии, прогулки по городу, чтение художественных произведений, организация уголка, посвященного родному городу, краю. Активную помощь могут оказать родители в сборе информации о своем крае, городе, репродукций и фотоматериалов.
Роль семьи в воспитании патриотических чувств.
Трудно спорить, когда говорят: «Воспитывают все, что окружает растущего человека». Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности. Многие родители не считают главной задачей воспитывать патриота, так как, думают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте; многие надеются на детский сад, школу.
Необходимо разъяснить родителю, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитать сдержанность – привить важные понятия: быть сильнее не физически, а духовно.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семья есть свои, присущие только ей традиции, то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
В данном направлении работы можно провести этические беседы о семье, о близких родственниках; предложить детям составить рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхает. Вместе с детьми подготовить подарки для бабушек и мам, провести совместные праздники, маленькие концерты, инсценировать сказки, провести выставки рисунков на темы: «моя мам – лучше всех», «Моя семья», «Дом моей бабушке», «Как мы отдыхали». Совместно с родителями оформить альбом «Моя дружная семья», создать игровую зону, где оборудовать избу с печкой, домашней утварью и предметами быта. Играя вместе с детьми, объяснить назначение тех или иных предметов, показать историческую преемственность с современными аналогами (лучина – керосиновая лампа; валик – чугунный утюг на углях – электрический утюг, приобщать детей к истокам русского народного творчества.
В работе с семьей необходимо обязательно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. Совместно с родителями продолжать оформлять уголок по патриотическому воспитанию, собрать стихи, сказки, рассказы о родной стране, крае, городе, совершить экскурсии по улицам города, в музеи, к памятникам, провести вечера отдыха: «Вместе с мамой», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Хлеб – всему голова», на которых дети вместе с родителями могут принять участие в различных конкурсах, соревноваться в аттракционах, спеть колыбельные песни, рисовать сказки.
Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.
Перспективный план работы на 2017-2018 учебный год
Для того чтобы знания были более глубокими и прочными, много внимания следует уделять предварительной работе. Так, на выходные дни можно дать выполнить следующие задания: сходить к памятнику, узнать о подвигах горожан в годы войны. Выяснить у детей, на какой улице находиться детский сад. Почему ее так назвали?
Провести вместе с родителями тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций, предложить детям вместе с родителями составить рассказ о каком-либо герое (как звали героя, в каких войсках он сражался, какой подвиг совершил). В помощь родителям предложить литературу, материалы, папки-передвижки.
Но родной край не только воин, но и труженик. Познакомить детей с трудом хлеборобов. Рассмотреть колосья пшеницы, сравнить их с рожью и ячменем. Провести экскурсии на хлебозавод, в хлебобулочный магазин. Хлебу посвятить тематическую неделю, где дети расскажут, откуда берется хлеб, попробуют его на вкус. В конце недели провести музыкально-познавательное занятие «Хлеб своему голова». Где активное участие примут родители. В конце занятия вместе с родителями устроить чаепитие.
Свои впечатления дети могут отразить в играх. В работе широко используются русские народные игры (Гуси-лебеди, Петушиный бой, Краски, Обыкновенные жмурки, Жары, а также можно разработать ряд дидактических игр о родном крае, городе (Узнай и опиши, Когда это бывает, Путешествие колоска).
Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков перерастает в интересную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (Стройка, Завод, Уборка урожая).
Одной из форм работы с детьми является продуктивная деятельность, которая включает рисование, аппликацию и ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующее отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей можно оформить как тематические выставки: «Мой город», «Природа моего края», «Родные улицы», на которых дети сами становятся экскурсоводами – рассказывают о своих работ.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно- патриотических чувств у детей. Поэтому большая роль отводиться использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники: «Веселье и труд рядом живут», «Традиции русской семьи», «На родной земле».
Активно участвуют родители в создании развивающей среды: создание мини-музея «Русская изба», пополнение тематического уголка «Моя родина Сахалин».
В работе можно использовать «домашнее задания». Накануне выходных, отпуска, выезда за пределы города, на природу дети и родители получают задания: понаблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является взаимосвязь с семьями воспитанников. В работе следует опираться на родителей не только как на помощников, но и как равноправных участников в формировании личности ребенка. Работа по данной теме должна вестись с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка, ведь бабушки и дедушки -это живые участники истории родного города, края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, корни своего рода, старые фотографии, рассказы старших членов семьи, помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
Таким образом, ознакомление с родным городом, краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка. Ребенок не только познает свой город, край, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему.
Работа с детьми Работа с родителями Методическое обеспечение
Сентябрь
Я и моя семья
1. Составление творческих рассказов «С кем я живу», «Моя семья».
2. Беседы «Где работают мои родители», «Мамины руки.
3. Чтение рассказа Р. Гамзатова «Мой дедушка».
4. Заучивание стихотворений. 1. Привлечение родителей к сбору познавательного и краеведческого материала.
2. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.
3. Сбор фотографий для составления альбома о городе. Фотографии, книги, альбомы.
Октябрь
Природа родного края
1. беседа «Растение и животные нашего края».
2. Экскурсия «Деревья и цветы на участке».
3. Игра перевоплощение «Я осенний листочек».
4. Беседа «Ты часть природы». Знакомство с красной книгой края.
1. Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день».
2. Выставка поделок из природного материала. Красная книга.
Ноябрь
Быт и традиции
1. Беседа «знакомство детей с русскими народными промыслами «Россия моя мастерская».
2. Беседа «Народные традиции на Руси»
3. Стихи потекши про дымковские игрушки. Привлечение родителей к сбору предметов быта в мини-музей. Предметы быта: самовар, ухвать, кочерга, печь, чугунок, прялка.
Альбомы с народными росписями.
Декабрь
Мой город
1. Беседа: «Город мой Долинск».
2. Экскурсии по городу.
3. Посещение библиотеки.
4. Рисование: «Я люблю свой город» Экскурсии по городу Оформление стенгазеты ко дню города. Подбор фотографий о городе. Стихи, рассказы о городе.
Январь
Наша Родина Россия.
1. Беседа «Москва столица нашей Родины».
2. Символика России: герб, флаг, гимн.
3. Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о Родине.
4. Развлечение «Колядки».
1. Роль художественной литературы в нравственном воспитании. Корта, глобус,.
Рассказы, стихи, пословицы, поговорки о Родине.
Февраль
Наши защитники
1. Беседы «Защитники Отечества».
2. Составление творческого рассказа «Где бы я хотел служить».
3. Спортивные развлечения «Защитники Отечества».
5. Изготовление подарков для пап и дедушек. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков «Богатыри земли Русской».
Участие родителей в спортивном развлечении «Защитники Отечества» Книги с иллюстрациями подвигов богатырей на Руси.
Март
Нет никого краше мамочек наших.
1. Составление рассказа «За что я люблю свою маму».
2. Фотовыставка «Вот какие наши мамы».
3. Изготовление праздничных открыток мамам и сотрудником детского сада.
4. Празднечный концерт для мам. Участие в фотовыставке «Вот какие наши мамы».
Участие родителей в праздниках и сотворчество детей и родителей в составлении рассказа «За что я люблю свою маму». Подбор иллюстраций о женских профессиях.
Пословицы, поговорки, стихи о маме.
Апрель
Богатство нашего края
1. Беседа «Как хлеб на стол пришел».
2. Рассматривание фотографий и иллюстраций природных богатств края. Помощь в организации экскурсий на хлебозавод, в хлебный магазин. Книга о родном крае.
Май
И помнит мир спасенный
1. Экскурсия к памятнику «Мемориал славы».
2. Конкур рисунков «Этот день победы».
3. Прослушивание военных песен
4. Праздник ко Дню Победы. Привлечение родителей к сбору военной атрибутики.
Помощь в организации экскурсии. Военная атрибутика, медали, картины (начало – конец войны, аудиозаписи: песни фронтовых лет.
Выход темы:
1. Провести экскурсии по достопримечательностям города.
2. Познакомить с тружениками нашего города, которые прославили наш край.
3. Вместе с родителями посетить краеведческий музей, посетить избу медведя.
4. Оформить выставку рисунков «Богатыри земли Русской», «Вот какие наши мамы», «Этот день победы».
5. Выступить с отчёт на педагогическом совете.
Список литературы:
1. Данилин Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М. :АРКТИ, 2005
2. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006
3. Дрешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С. 19-22
4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990
5. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005
6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С. 8-9
7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005
8. Кокина Н. Нам дороги эти позабыть нельзя…// Музыкальный руководитель. -2006. №2. С. 4-6
9. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – 2-е изд. - М. : АРКТИ, 2004
10. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал, №1, 2005