Елена Мотчева
Консультация для воспитателей «Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни : умение действовать сообща на основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
В игровом коллективе все дети имеют одинаковые права на активную роль, каждый может придумать и предложить что – то новое, ребята могут сами договариваться об организации игры, самостоятельно разрешать спорные вопросы. В таком коллективе возникают первые традиции, своё «коллективное общественное мнение», которое направляет поступки детей, регулирует отношения между ними.
Потребность в общении у детей появляется рано. Улыбкой, голосовыми реакциями, движениями рук ребёнок выражает радость от общения со взрослыми, которые являются первыми партнёрами его игр.
Взрослый целенаправленно развивает игру, помогая ребенку воспроизводить элементарные действия вначале с одним предметом, затем такие же действия с другими игрушками и предметами и, наконец, 2 - 3 последовательных, взаимосвязанных действия с какой - либо игрушкой.
В совместной игре со взрослым ребенок учится придумывать игру, совершать необходимые игровые действия, используя при этом не только игрушки, но и их заменители, учится завершать игру.
В играх формируются навыки коллективной жизни : умение договариваться, стремление уважать замысла других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь.
Дети постепенно накапливают определённые знания об окружающих их вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику игр.
Игры детей должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим их чувства и мысли. При этом в играх необходимо воспроизводить не только действия людей, но и их доброе и заботливое отношение друг к другу.
Вовлечение в совместные игры должно проходить постепенно и очень осторожно: легче всего усваивают навыки коллективной игры дети общительные, имеющие сравнительно устойчивый интерес к определенной теме; ребята замкнутые, стеснительные, робкие трудно привыкают к коллективу.
Очень важно, учитывая особенности детей младшего возраста, содействовать их играм небольшими группами. В таких играх ярче проявляются личные симпатии ребят, основанные на взаимной привязанности. Эти сложившиеся нравственные качества являются базой для дальнейшего воспитания дружеских взаимоотношений.
Развитие же игровых и реальных взаимоотношений в совместных играх зависит от уровня индивидуальных игр детей. Ребенка, умеющего самостоятельно придумывать и развивать сюжет, можно легко заинтересовать игрой товарища.
Работая в средней группе, необходимо учитывать опыт совместной игры, который дети накопили ранее. Возникшие игровые группировки становятся более длительными и устойчивыми. Дети убеждаются в том, что с товарищами играть интереснее, что игра приносит радость, удовлетворение тогда, когда действия играющих согласовываются друг с другом, когда все помогают друг другу и не ссорятся.
Дети старшего дошкольного возраста способны уже понять сущность наблюдаемых событий, явлений, у них повышается интерес к различным профессиям и взаимоотношениям людей. Они умеют оценивать поступки литературных героев, у них имеются представления о дружбе, товариществе, что позволяет им быстрее понять нормы поведения в коллективных играх и выполнять их.
В старшем дошкольном возрасте заметно развиваются познавательные наклонности детей. Ребенок, стремясь применить свои знания, рассуждает, спорит, сравнивает разные предметы, чтобы найти необходимый для днной игровой ситуации.
Более высокий уровень познавательных интересов, творческий характер воображения ребёнка способствуют развитию длительных игр, однако недостаточно развитые навыки коллективной деятельности и в этом возрасте могут привести к разрушению налаженных дружеских контактов.
С помощью различных методических приемов воспитатель может стимулировать игровое творчество детей, прививать им навыки коллективной игры.
Беседа приучает детей к целенаправленности в выборе темы игры. Необходимость сговариваться между собой, спокойно выслушивать каждого и выбирать самое интересное для реализации замысла воспитывает у детей уважение к товарищам, а также умение отстаивать свое мнение.
Не менее важен для развития коллективного творчества и другой прием – разговор с детьми в конце игры. Разговор с детьми после игры развивает способность мыслить не только самостоятельно, но и перспективно.
Объединенные подгруппы играющих детей – новый этап развития коллектива. Устанавливая связь между такими подгруппами, воспитатель сам расширяет сферу игрового общения, что дает возможность распространить нормы дружеских взаимоотношений на более широкий круг сверстников. Постепенное усложнение игровых взаимодействий способствует воспитанию у детей представлений о чуткости, отзывчивости, товариществе.
Следует еще раз подчеркнуть, что при организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные особенности детей. Систематическое наблюдение за их играми позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребёнка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями сверстников, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений, и в связи с этим наметить приёмы индивидуального подхода.
В индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослого нуждаются не только те дети, которые по каким – либо причинам выделяются из общей массы. В каждом есть что – то своё, особенное, и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности ребёнка.
Таким образом, выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребёнка способствуют организации дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений : учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованию товарищей и в то же время отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с действиями окружающих, радоваться общим успехам.
Материал взят из книги «Воспитание детей в игре» под редакцией Бондаренко А. К., Матусик А. И. 1983.