МААМ-картинки

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей (Часть1)

Боцулко Оксана
Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей (Часть1)
▼ Скачать + Заказать документы

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Для определения достигнутого в воспитании культуры деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективе сверстников.

Публикация «Правила культуры деятельности, Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей (Часть1)» размещена в разделах

Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. В результате, дети старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить поделки для игры, в подарок маме, малышам.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у детей дошкольного возраста психологической готовности к труду. Интерес к тому, что делают взрослые в детском саду, дома, охотное выполнение поручений воспитателя, няни, родителей, посильную активность, а затем и самостоятельность в одевании, еде и в других режимных процессах можно воспитать уже в возрасте 1,5-3 лет.

Добиться этого можно при условии, если учитывается возрастная активность детей, решается задача формирования у них посильной самостоятельности в быту (в самообслуживании, в играх и на занятиях. Самостоятельность - важнейшее качество формирующейся личности, ее потребность. Если недоучитывать это, к концу третьего года у ребенка может возникнуть «кризис поведения», выражающийся во вспышках негативизма, капризах.

Режимные процессы — умывание, одевание, сон, питание и т. д. - предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.

По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. Так, собираясь на прогулку, надо не только, не отвлекаясь, одеться самому, но и помочь товарищу. И как приятно обратиться с просьбой к другу, поблагодарить его за услугу и предложить свою помощь: «Валя, завяжи мне, пожалуйста, шарф. Спасибо. Теперь давай я тебе завяжу!»

Время от времени воспитатель должен специально варьировать обстановку, в которой дети едят, моют руки, одеваются:

— Дети, сегодня мы празднуем день рождения Светы, Валерика и Толи! Столы составим в одну линию; положим фрукты и сладости в вазы.

Подобная вариативность условий придает усвоенным навыкам большую гибкость, осознанность и тем совершенствует всю систему нравственного поведения ребенка.

У детей на четвертом году жизни продолжает формироваться самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям). Постепенно детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.

Наблюдения показывают, что не все дети соблюдают порядок в группе: зная, что игрушки надо убирать в «домики», все-таки их не убирают. Не всегда делают это некоторые дети, и после напоминания педагога. Если же педагог, используя игровой прием, говорит, например: «Ребята, машина не в гараже, она промокнет под дождем, давайте ее уберем», и сам включается в игровой процесс, дети откликаются более охотно. Иными словами, взрослый, привлекая различные средства и используя различные формы, должен тонко и ненавязчиво, но настойчиво побуждать детей к действиям до тех пор, пока они не привыкнут самостоятельно выполнять работу.

Развитие детей идет не только в бытовой деятельности и труде, но и в условиях обучения на занятиях. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным и содержательным занятиям.

Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решения соответствовали фактическому уровню развития ребенка, их возрастным возможностям. Если задание слишком простое или слишком сложное, то интерес к нему у ребенка пропадает. Большую роль при проведении занятий с детьми раннего возраста играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Они должны быть яркими, привлекательными, вызывающими интерес у детей.

Но маленьким детям недостаточно только видеть предмет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему в раннем возрасте ведущим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям предоставляется возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, отвечать на вопросы, т. е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету.

Эффективность занятий определяется умением детей применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

При формировании культуры общения и поведения необходимо придерживаться определенных этапов:

I этап: Диагностика сформированности уровней культуры поведения.

Методика № 1. Изучение коммуникативных умений.

Цель: выявить сформированность коммуникативных умений у детей.

Методика № 2. Изучение организаторских умений детей в совместной деятельности.

Цель: выяснить степень сформированности организаторских умений ребенка в совместной деятельности со сверстниками и влияние этих умений на взаимоотношения со сверстниками.

Методика № 3. Изучение навыков культуры общения.

Цель: выявить навыки культуры общения ребенка, выяснить какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками, как часто возникают конфликты и как ребенок их решает.

Методика № 4. Серия бесед на тему «Культура поведения, речи детей».

Цель: выявить знания детей о культуре поведения в различных ситуациях, уступать друг другу, поступиться со своими желаниями в пользу товарища; выявить понимание детьми слов дружба, товарищество, честность.

II–III этапы: Задачи, содержание и методы по формированию культуры общения и поведения, процесс их формирования.

Публикации по теме:

Методы и приёмы формирования умений и навыков в продуктивных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста 1. Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рассказах, рисунках. Наиболее яркие возможности.

Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников. Терапевтическая направленность педагогической деятельности воспитателя детского.

Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 3 до 4 лет Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 3 до 4 лет В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.

Консультация для воспитателей «Методика рисования животных, птиц, человека с учетом возрастных особенностей детей» Старшая группа Даём рисование животных в разных позах. Гуашь, палитра, 2 кисточки: средней толщины и тонкую, простой карандаш для рисования.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Мастер-класс «Организация ППРС группы в период предшкольной подготовки с учётом гендерных особенностей детей» Мастер-класс «Организация ППРС группы в период предшкольной подготовки, с учётом гендерных особенностей детей». Проблема: Как организовать.

Классификация использования нетрадиционных техник рисования с учетом возрастных особенностей детей Нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития художественно-творческих способностей, познавательной активности.

Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 5 лет Тема: «Физкультминутка – как форма двигательной активности детей дошкольного возраста». Участники: средняя группа, воспитатель. Возраст.

Средства, методы и приёмы развития изобразительной деятельности в контексте формирования художественно-эстетических ценностей Если перефразировать Б. М. Неменского: «Будущее человечества еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей (Часть1)
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 12:42
+132Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей (Часть1)» (включая файлы) размещена пользователем Боцулко Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД