Таганова Наталья
Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО предполагает ориентиры, по которым можно проектировать индивидуализацию образовательного процесса. В психолого- педагогических условиях ФГОС ДО определены линии индивидуализации, обеспечивающие «уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формированию и поддержке их позитивной самоценности, уверенности в собственных возможностях и способностях».
Публикация «Консультация „Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса“» размещена в разделах
Понимание термина индивидуализация не должно сводится к термину «индивидуальная работа». Данные понятия тесно связаны, но не идентичны. В современных источниках термин «индивидуализация образования» трактуется как создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей детей; совместная деятельность воспитателя и ребенка на всех этапах образовательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности детей, уровень их возможностей.
Индивидуализация предполагает не только учет проблем и трудностей ребенка, но и особые достижения и успехи.
Основанием для содержания индивидуализации и реализации индивидуально- дифференцированного подхода могут стать разные аспекты:
Основание для проектирования индивидуально- ориентированного подхода Проявления
Темпы освоения содержания
Группа детей с проблемами развития
Группа детей с опережающим развитием Различия в уровнях усвоения, темпе освоения
Пол ребенка
Мальчики, девочки Различия в темпе работы, предпочтениях
Полушарная асимметрия
Левши, правши, смешанный тип Левши (правополушарные) более интуитивное, целостное восприятие, эмоционально- образное мышление, пространственное мышление
Правши (левополушарные) : аналитичное рациональное, знаковое мышление
Тип темперамента
Сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики Скоростные характеристики понимания и усвоения материала, особенности эмоционального проявления (в процессе деятельности, оценке результата и пр.)
Состояние здоровья
Норма
ЧБД
Дети с хроническими заболеваниями Группа здоровья, родовые травмы, заболевания, предрасположенность к заболеваниям
Данные социометрии
Звезды
Предпочитаемые
отверженные Группы детей, особенности самооценки, особенности контактов со сверстниками и взрослыми
Особенности восприятия информации
Аудиалы - восприятие звука
Восприятие звука аудиалом — первично. К этому типу относятся те, кто лучше всего воспринимает информацию на слух. Такие люди плохо запоминают лица, предметы, но очень легко — звуки, голоса людей. Для аудиала достаточно услышать звук, и он надолго запомнит его. Очень часто аудиалы характеризуются яркой, эмоциональной речью, их разговор «живой», в их речи много звуков в виде восклицаний и даже криков, часто встречаются такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т. д. Аудиалы любят слушать музыку, напевать что-нибудь вслух. При разговоре с собеседником они стараются находиться ближе к оппоненту, чтобы лучше услышать интонацию.
Визуалы: восприятие зрения
Для визуала восприятие зрения является первостепенным. Эти люди лучше всего воспринимают информацию, полученную с помощью зрения, т. е. визуально. Их восприятие мира опирается на зрительные образы. Зрительная память у визуалов развита очень хорошо. При разговоре они стараются держать дистанцию с собеседником, чтобы иметь возможность разглядеть его внешний вид, черты лица, одежду. В своих речевых оборотах визуалы очень часто используют слова «взгляни», «яркий», «отчетливо», «видеть», «посмотри», «я вижу». Будучи в помещении, где много людей, визуал старается выбрать такое место, с которого он смог бы видеть как можно больше. Ему очень важно, как выглядит он сам и окружающие его люди.
Кинестетики - основное получение информации происходит через ощущения. Для них важны прикосновения, телесные ощущения, движения. Мышечная память у кинестетиков очень хорошо развита. Это помогает им запоминать разные двигательные действия, что необходимо, например, при обучении плаванию, катанию на велосипеде. При общении кинестетик подходит ближе, для того чтобы у него была возможность прикоснуться к собеседнику. Кинестетику важно иметь вокруг себя много свободного пространства Особенности сенсорного канала информации, предпочтение в тематике, более легкое освоение содержания при использовании комплементарного (взаимодополняющего) канала его получения
Интересы, склонности детей
Хобби, увлечения познавательного, эстетического, игрового характера Группы детей по интересам
Так же стандарт предполагает «предоставление возможностей выбора материалов, видов активности и общения». С целью оптимизации социальных контактов ребенка со взрослыми и сверстниками целесообразно использовать ситуации позитивного общения, формирование и развитие групповых традиций (пр. : застенчивому ребенку предлагается ведущая роль в игре или спектакле; традиция групповых выставок, на которые ребенок сам выбирает поделки; в старшем дошкольном возрасте составление визиток- плакатов о себе; игры по типу «Минута славы» и пр.)
С целью преодоления ребенком трудностей в освоении образовательного содержания важно использовать ситуации практикования: увеличенное число или разная степень сложности игр, заданий, поручений.
С целью поддержки детских интересов, способностей и творчества создаются условия для культурных практик в разных видах деятельности (коллекционирование, рукоделье и пр.) в разных центрах социальной активности.
Методическая линия в планировании отражает формы включения индивидуальной и дифференцированной работы в календарном планировании.
Для эффективности работы в ряде случаев возможно построение индивидуальной образовательной траектории (ИОТ, которая предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент, а также разработанный способ его реализации (технологии реализации образовательного процесса).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа и основывается на образовательных потребностях воспитанника.
ИОТ разрабатываются для детей с особыми образовательными потребностями :
-испытывающих затруднения в освоении содержания основной образовательной программы
- с ОВЗ, инвалидов
-проявляющих склонность к определенному виду деятельности
-проживающих в особой социальной ситуации (семьи эмигрантов, проблемные семьи, принадлежащих к разным религиозным обществам)
Однако, если планирование индивидуальной работы является обязательным, то формирование ИОТ является рекомендованной. Ее форма может быть разной в зависимости от решаемых задач.
Алгоритм разработки ИОТ:
1. Коллегиальное определение детей с особыми образовательными потребностями (на основании данных мониторинга).
2. В ходе обсуждения мониторинга определяются проблемные области в развитии ребенка, определяются области успеха на которые можно опереться в дальнейшей работе. Результаты заносятся в «Индивидуальную карту развития ребенка», которая состоит из разделов:
-диагностический паспорт
-индивидуального образовательного маршрута
В разработке и реализации ИОТ обязательное участие принимают родители. Они сообщают педагогам динамику развития ребенка.
«Диагностический паспорт»
Проблемные зоны развития Достижения и успехи Данные для дополнительного диагностического уточнения Итоговые данные
Выводы: направления и задачи педагогического взаимодействия с ребенком
«Индивидуальный образовательный маршрут»
Задачи Содержание работы специалиста Условия сопровождения ребенка в деятельности Коррекция ИОТ, итоги реализации
Могут быть организованы по ОО, проблемам развития Система форм организации взаимодействия с ребенком (конкретные игры, упражнения с дальнейшим усложнением) Наиболее эффективные и результативные методы и приемы взаимодействия с конкретным ребенком Фиксируется успешность реализации поставленных задач, вносится необходимая коррекция.
Методические рекомендации, на которые необходимо опираться реализуя принцип индивидуализации и дифференциации при планировании образовательного процесса :
-признание и уважение права ребенка быть уникальным (единственным, не таким как все)
-гармоничное включения каждого ребенка по мере его опыта, способностей, интересов в общее дело
-проектирование индивидуализации на различных уровнях, с ориентировкой не только на трудности ребенка, но и на его достижения
-учет разных оснований для проектирования индивидуально- дифференцированного подхода
-учет своеобразия индивидуальных проявлений детей
-гибкость и постоянство в процессе осуществления индивидуализации
-единство взглядов на проблему
Литература:
1. «Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология» А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева
2. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна, 2005.
3. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
4. Макаров С. П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. № 4, с. 18-19, 1994. Мир детства: Младший школьник. М., 1981
5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2001.
6. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986.