Степанова Лариса
Консультация для воспитателей «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста».
Основными задачами развития фонематических процессов являются : обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
К фонематическим процессам относят :
- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем, на его основе формируется фонематическое восприятие;
- фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем;
- фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных фонем;
- фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое;
- фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
IV этап — дифференциация слогов.
V этап — дифференциация фонем.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Воспитатель детского сада должен руководить процессом формирования у детей звуковой культуры речи, то есть процессом формирования правильного звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста.
На занятиях, во время прогулок, в режимных моментах необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной.
В общей системе работы по формированию звуковой культуры речи большое место должны занимать игры и игровые упражнения, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения, подбираемые воспитателем в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей.
Для улучшения произносительной стороны речи у детей очень важен образец речи воспитателя.
Например, уточняя и закрепляя правильное произношение детьми отдельных звуков, он использует прием интонационного выделения их голосом, то есть произносит определенный звук в словах немного громче, протяжнее: з-з-зайка, коз-з-за (при закреплении звука [з], и предлагает малышам затем повторить эти слова так же.
Неустойчив еще и голос младших дошкольников : некоторые дети, особенно первой младшей группы, говорят очень тихо, чуть слышно (особенно на занятиях, другие — крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов. Воспитатель обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко) и в различном темпе (быстро, умеренно, медленно, предлагает говорить и отвечать на вопросы достаточно громко, неторопливо. Он учит детей различать на слух, как громко и с какой скоростью говорят окружающие и они сами. В данном случае тоже очень большое значение имеет образец речи воспитателя, громкое или тихое, быстрое или медленное произнесение им отдельных слов или фраз и последующее воспроизведение их детьми с заданной громкостью или в определенном темпе.
Для детей I младшей группы можно предложить следующие дидактические игры на развитие слухового внимания, умения узнавать неречевые звуки: «Солнце или дождик», «Угадай, кто кричит», «Угадай, что делать», «Где позвонили?». Эти игры развивают концентрацию, устойчивость, переключение слухового внимания.
Для развития речевого выдоха рекомендуется проводить следующие игры: «Чей одуванчик раньше улетит?», «Пускание корабликов», «Сдуй бабочку с цветка» и т. п. Для обучения произнесению на одном выдохе 3-4 слогов можно проводить игры: «Птицеферма», «Кто как разговаривает?»
Для развития основных качеств голоса (силы, высоты) возможно проведение игр: «Кто как кричит?», «Дует ветер».
Для улучшения звукопроизношения в этом возрасте проводятся игры и упражнения, целью которых является побуждение к произношению различных звукоподражаний. Сначала берут более простые звукоподражания («му-му», «ку-ку», «топ-топ», а затем со слогами разной структуры («чик-чирик», «трень-брень», «дили-дон») и короткими простыми фразами в играх «Поспешили – насмешили», «Песня-песенка», «Гав-гав».
Воспитатель, используя перечисленные игры, сам может подбирать материал для формирования звуковой культуры речи у детей I младшей группы.
Предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы на занятиях как часть работы по воспитанию звуковой культуры речи. Проводя их, воспитатель учит детей внимательно слушать речь окружающих, понимать ее, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, скорость их произнесения, то есть развивает у детей слуховое внимание и слуховое восприятие.
Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия педагог, кроме предлагаемых игр и упражнений, широко использует дополнительный речевой материал: потешки, небольшие стихотворения, считалочки и пр. Совместное чтение потешек, стихов, задания на договаривание слов приучают детей внимательно слушать, подбирать рифмующиеся слова, четко и достаточно громко их произносить. Развитию слухового внимания очень способствует и отгадывание загадок. Начиная с первой младшей группы, педагог предлагает детям небольшие загадки, построенные на звукоподражании, помогающем найти ключ к отгадке. В качестве вспомогательных средств он использует игрушки или предметы. В дальнейшем воспитатель предлагает детям отгадывать загадки без опоры на предметы.
Во II младшей группе большое внимание при формировании ЗКР у детей уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса, а также развитию подвижности органов артикуляционного аппарата.
Если в I младшей группе игры на развитие речевого дыхания вырабатывали направленную воздушную струю, то во II младшей группе используют игры, которые вырабатывают продолжительный речевой выдох и умение сказать на одном выдохе фразу уже не из 3-4 слогов, а из 3-4 слов: «Чей пароход лучше (дольше) гудит?», «Загони мяч в ворота», «Чье перышко дольше летает?», «Приятный запах».
Для развития речевого слуха рекомендуется проводить игры и упражнения, которые учат детей различать на слух низкий, средний и высокий голос: «Угадай, кто сказал?»
Для развития моторики речедвигательного аппарата возможно проведение следующих игр и упражнений: «Кто умеет улыбаться?», «лошадки», «Построим забор» и т. д.
Для совершенствования звукопроизношения воспитатель проводит во II младшей группе игры и упражнения, направленные на внятное произнесение в словах гласных и некоторых согласных звуков (п-б-д-т-к-в-ф-с-з-ц) : «Покажи и назови», «Пузырь», «Чего не хватает», «Запомни и повтори».
Для развития силы голоса можно использовать такие игры и упражнения, как «Эхо», «Вьюга», «Ветер».
В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию.
Умение правильно произносить звуки — важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит детей четко произносить слова: он просит их произнести слово так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слово произносит воспитатель в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произнесения слова увеличивается; весьма эффективно и произнесение слов шепотом — для этого требуется более четкая артикуляция звуков.
Воспитатель продолжает обращать внимание детей на то, что слово может звучать громко и тихо, быстро и медленно, и упражняет детей в произнесении их с различной степенью громкости, и в разном темпе.
Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из 4-5 слов, вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание в играх «Ныряльщики», «Кто лучше надует игрушку?».
Моторику речедвигательного аппарата в средней группе дети развивают в играх «Вкусное варенье», «Лошадки», «Прятки», «Фокус» и др.
Правильное произношение гласных и согласных звуков отрабатывается в играх «Поезд», «Забьем гвоздь молотком», Дятел», «Кто как кричит?», «Дождик», «Лото», «Комары».
Интонационная выразительность и дикция совершенствуется на материале стихов, сказок.
Продолжается работа над развитием речевого слуха в играх «Угадай, как надо делать?», «Улавливай шепот», «горшочек», «Кто внимательный?».
Развитие силы голоса происходит в играх «Успокой куклу», «Кто кого?», «Волны», с помощью которых воспитатель учит детей менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
В средней группе начинается работа по развитию у детей фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат слышать звук среди других звуков в играх «Будь внимательным», «Поймай звук», «Стражники» и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Эта работа проводится совместно с работой по формированию правильного звукопроизношения в играх «Назови картинку», «Чудесная коробочка», «Подарки», «Магазин».
Развивая у детей слуховое восприятие, фонематический слух, упражняя их в правильном произношении звуков, воспитатель подготавливает дошкольников к обучению звуковому анализу слов. Вся работа, направленная на развитие фонетической стороны речи, планируется и проводится на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи. Некоторые игры и упражнения (например, на закрепление правильного произношения звуков, которые дети еще недостаточно усвоили) по усмотрению воспитателя могут быть проведены и вне занятий (в часы игр, на прогулке).
В старшей группе продолжается работа по совершенствованию произносительной стороны речи, по воспитанию речевого слуха, речевого дыхания в играх «Угадай, чей голосок?», «Улиточка», «Угадай, кто это?», «Стайка», «Определи место игрушки», «Светофор», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Педагог по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их.
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки. Поэтому для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков воспитатель предлагает детям этого возраста игры, направленные на:
- подбор слов с заданным звуком;
- выделение слов с заданными звуками из массы слов, из фраз, небольших стихотворений;
- определение гласного звука в слове;
- определение первого (последнего) звука в слове;
- нахождение места звука в слове;
- деление слов на слоги с определением количества слогов.
Предлагая такие упражнения, воспитатель подбирает практический материал с учетом постепенного его усложнения.
В подготовительной группе особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие.
Игры и упражнения, направленные на развитие фонематических процессов, используются те же, что и в старшей группе, но усложняются.
Основное внимание в этом возрасте уделяется играм на развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, на развитие слоговой структуры слова.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом и непременное условие всестороннего, полноценного развития в дошкольном возрасте и успешного обучения в школе.