Лилия Гарипова
Консультация для воспитателей «Фольклор как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Фольклор как средство развития речи дошкольников»
Дошкольный возраст является важным периодом для овладения родной речью. И важным условием для этого является речевое окружение, среда, в которой растет ребенок. Однако, в наше время мы все чаще наблюдаем повсеместное упрощение и оскудение русского языка. Многие взрослые, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, сами имеют исключительно малый и бедный словарный запас. Кроме того, в современном мире, в большей степени живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие всего этого, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Поэтому развитие речи детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Фольклор как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Следует отметить, что речь является не просто средством общения, но и орудием мышления, творчества, носителем памяти, информации. Чтобы дети могли полноценно овладевать родным языком, необходима речевая деятельность, процесс восприятия речи и говорения. Именно потому очень важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
В современной педагогике имеется достаточно много различных методов и приемов для развития речи дошкольников.
Одним из интереснейших и насыщенных практических материалов является русский фольклор. Фольклор – это народный язык, а народ — непревзойдённый учитель речи.
Фольклор находит своё применение в различных областях работы с детьми. Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления развития детей. Причем не только с нормальным речевым развитием, но и в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения у детей с ТНР.
Использование разных жанров фольклора, как источника и хранителя отечественного языка, традиционных ценностей составляет и сердцевину программы «Истоки». Потешки, мудрые пословицы и поговорки, умные загадки, частушки и хороводные игры, попевки и песенки, былины и небылицы, сказки, народные подвижные и пальчиковые игры помогают дошкольникам лучше понять ценности родной культуры, формируют нравственные привычки, обогащают знания о природе, и, конечно же, развивают речь. С помощью разных форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и потому, наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
А теперь давайте вместе более детально вспомним и разберем использование разных жанров фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста.
Задание 1. / для воспитателей младших возрастных групп/. Вспомните, какие малые формы фольклора чаще всего используются в разных режимных моментах в группах раннего и младшего возраста? /Потешки прибаутки/ Как вы считаете, каким образом они способствуют развитию речи? Приведите примеры.
Таким образом, мы видим, что использование потешек, прибауток в младшем дошкольном возрасте помогает воспитателям в различных режимных моментах. Особенно эффективно их использование в период адаптации ребенка к ДОУ. Они помогают легко установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Но вместе с этим, они также способствуют развитию речи малышей. Дети слышат напевность, мелодичность русской речи, заучивая их, усваивают новые слова и выражения. На данном возрастном этапе фольклор способствует расширению словарного запаса малышей, формированию у них правильной дикции, ритма речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, и таким образом развивается фонематический слух малыша. В целом, песенки и потешки - это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Вместе с тем важно отметить, что в потешках заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, ног и мимики. Одновременно производя массаж и стимулируя моторные рефлексы, потешки способствуют развитию мелкой моторики, тем самым
• Повышается тонус коры головного мозга.
• Развиваются речевые центры коры головного мозга.
• Согласовывается работа понятийного и двигательного центров речи.
• Улучшается артикуляционная моторика.
• Развивается чувство ритма и координация движений.
• Стимулируется развитие речи ребенка.
Говоря кратко: чем лучше будут развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Приведите примеры пальчиковых игр с применением песенок и потешек:
«Сорока»
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил? «Сорока»
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу! (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели![2]
А теперь рассмотрим следующие жанры фольклора – пословицы и поговорки. Привлекательность пословиц не только в их мудрости, доступности, глубине мысли, но и в их удивительной точности, компактности формы. Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения: «Он (она, оно, они) свалился (свалилась, свалились) как снег на голову». В отличие от поговорки пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить». Знакомя детей с пословицами, поговорками, мы развиваем у детей познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
Вспомним содержание программы «Истоки»
Задание 2. Приведите примеры пословиц и поговорок, исходя из тематики и основной социокультурной категории возрастной группы.
Младшая группа /3-4 лет/ Тема СЛОВО и ОБРАЗ
1 книга «Доброе слово». Песенки, потешки, колыбельные, поговорки про имя. /Пословицы и поговорки о доброжелательности и дружбе, согласии?/
2 книга «Добрый мир». 2 образа – любимый образ матери и образ света солнца.
При солнышке - тепло, при матушке – добро
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Материнское сердце как летнее солнце
Другой матери не будет.
Счастье и доброту у матери найду.
3 книга «Добрая дорога». Загадки о любимых героях сказок
Средняя группа. Тема Родной очаг.
1 книга «Дружная Семья» пословицы и поговорки о братско-сестринской любви, о матушке, батюшке, дедушке и бабушке, и в целом о семье.
В родной семье и каша слаще.
Не надобен и клад, если в семье лад.
Как вся семья вместе, так и душа на месте.
2 книга. «В добрый путь». Основные темы пословиц и поговорок родные просторы, забота о близких, проявление доброго отношения ближним. /Стр 16, 25/ :
Например, Лесная сторона человека досыта накормит
Загадки о природе стр 25.
3 книга. «Добрая забота» /любовь к труду и людям труда, заботливое отношение к братьям меньшим/ Загадки и пословицы и поговорки о трудолюбие и дом животных, добром отношении ко всему живому, согласии и мире.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Весенний день год кормит
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила
Жизнь дана на добрые дела
Труд человека кормит
Кто любит трудится, тому без дела не сидится
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
Дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Земля заботу любит.
4 книга. «Благодатное слово». /Благодарность близким, родной земле, матушке-природе/
Старшая группа. Тема «Вера. Надежда. Любовь. Мудрость»
1 книга Верность родной земле. Пословицы и поговорки о силе родительской любви, верности родной земле и вере в правое дело-защиту Родины /пословицы стр 3/
С родимой земли – умри, не сходи.
Один в поле не воин.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина любимая – мать родная.
На чужбине и собака горюет.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Рыбам – море, птицам - воздух, а человеку – Родина.
Всякому мила своя сторона.
Всякая сосна своему бору шумит.
Где родится, там и пригодится.
2 книга Радость послушания.
3 книга. Светлая надежда 4 книга «Добрые друзья. /пословицы о дружбе и согласии/
Мир и согласие добрую надежду рождают
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
5 книга Мудрое слово. Пословицы о правом деле, о силе род. дома, традициях семьи
Кто за правое дело стоит, тот всегда победит
В хитрости и зависти нет ни проку, ни радости
/Основная идея - Мудрый наказ (отца, взрослого)/
Подготовительная к школе группа. Тема Традиции Слова и Образа
1 книга. Сказочное слово. /добро, любовь, вежливость, послушание взрослых, терпении, трудолюбия верности/
Сказка – ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок
2 книга Напутственное слово
Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит
3 книга Светлый образ
4 книга Мастера и рукодельницы любовь к своему делу, усердие, терпения, смекалка,
Кто любит труд, того люди чтут
Мастер дела за все берется смело
Красна птица пением, а человек умением
Без терпения нет умения.
Терпение все преодолевает
Терпение и труд все перетрут
5 книга Семейные традиции
А теперь немного поиграем.
Игра 1 «Закончи пословицу». Я называю первую половину пословицы, а педагоги вторую.
Труд человека кормит, а … (лень портит).
Кто много говорит, тот … (мало делает).
Сделал дело, … (гуляй смело).
Делу – время, а … (потехе час).
Лучше горькая правда, … (чем сладкая ложь).
Игра 2 «Отгадай поговорки»
О каких людях идет речь, какие недостатки характера высмеиваются?
Язык без костей, что хочет, то и лопочет. (Болтовня).
Ел, да устал, спал, да намаялся. (Лень).
Кто рано встает, тому Бог подает. (Трудолюбие).
Подал руку, да поставил ногу. (Двуличие).
Откуда пошло выражение «всыпать по первое число»?
В старину учеников школы часто пороли, иногда даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Так и возникло выражение «всыпать по первое число».
Откуда взялась поговорка «закадычный друг»?
Выражение «залить за кадык» в старину означало «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который в наши дни употребляется для обозначения близкого друга.
«Не ко двору пришёлся»
У этой поговорки есть интересная мифологическая основа. Согласно ей на подворье (на дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А если не понравится, то или убежит, или заболеет. Что делать… не ко двору…
Откуда взялась поговорка «не мытьём, так катаньем»?
В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».
Откуда произошло выражение «семь пятниц на неделе»?
Раньше пятница была базарным, свободным от работы днём. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».
Вывод: Работая над пословицами и поговорками, мы учим детей пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, формируем навыки подбора и использования сравнений, развиваем интонационную выразительность речи. Использование в работе с детьми данного вида жанра помогает не только развить у них чувства любви к Родине, к матери, к истории своего народа, сформировать словесно-логическое мышление ребенка, но и выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.
Загадки. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. Работа с загадками предусматривает и работу над тем, чтобы дети учились доказывать свою отгадку. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. В процессе работы с загадками надо обращать внимание детей и на языковые особенности загадки, учить замечать своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, формировать понимание образного слова. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.
Задание 3. Выделите основные особенности работы с загадками в младшем, среднем и старшем возрасте
В младшем возрасте отгадку на загадку дает чаще сам воспитатель. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т. п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и в следующий раз сами ее отгадают.
Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку.
Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Детей учат составлять описания-загадки.
Вывод. Таким образом, загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Кроме того, они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Обращая внимание детей на языковые особенности загадки, обучая их замечать своеобразие художественного образа, понимать какими речевыми средствами он создан, формируя понимание образного слова, мы способствуем скорейшему овладению описательной формой речи. Применяя прием доказательства правильности своей отгадки, стимулируется развитие навыков и речи - доказательства и речи - описания. Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова в потоке речи, постепенно овладевая образной системой языка.
В фольклорных играх ярко выделяются считалки. Короткий стихотворный отчёт с четким скандированием слогов называет того, на ком окончился счёт. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка Спотыкнулась об корзинку…» – ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму – бух. Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух» и «мух» передает падение незадачливой торговки. А ребенок незаметно для себя в игровой форме учится передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевает средствами выразительности родного языка. Считалки учат четко, правильно и быстро говорить, оставаясь просто игрой. Раз, два, три – Поди водить ты!
Задание 4. Вспомнить считалки.
Не менее важное значение в развитии речи дошкольников имеют скороговорки. Скороговорки - тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что - то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.
Они способствуют формированию правильного звукопроизношения, темпа, ритма и дикции дошкольников, тренировке и совершенствованию голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.
Задание 5. Предложить вспомнить и произнести скороговорки.
1. На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора
2. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали
4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку
5. От топота копыт пыль по полю летит
Сказки. Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития речи каждого ребенка. С понимания сказок начинается понимание родной речи. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности
Сказка может служить основой и для различных речевых упражнений. Сказку можно не только пересказывать, можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
В старшем дошкольном возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв.
Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
Кроме всего этого в работе со сказкой широко используется драматизация.
Задание 6. Вспомнить сказки каждой возрастной группы по программе «Истоки»
Младшая группа. «Теремок», «Золотое Яичко», «Репка»
Средняя группа. «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Петушок и бобовое зернышка», «Петушок-золотой гребешок» «Снегурушка и лиса», «Крошечка Хаврошечка»
Старшая группа. Сказы-былины «Илья Муромец, «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич, «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Гуси лебеди», «Сивка бурка», «Зимовье зверей», «Никита Кожемяка», «Белая уточка», «Пастушья дудочка», «Названный отец»
Подготовительная к школе группа «Царевна лягушка», «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Перышко Фениста Ясна сокола», «Иван – крестьянский сын».
Вывод. Использование сказок позволяют расширять словарный запас, при специальной работе осваивать навыки буквенного и звукового анализа, а самое главное способствует улучшению разных видов связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогической речи.
Таким образом, Планомерное, систематическое использование русского фольклора дает положительные результаты: устанавливает эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, расширяет детские представления об окружающем мире, формирует первоначальные знания о национальной культуре своего народа, и самое главное, влияет на все стороны развития речи.
Разные жанры фольклора способствует освоению родного языка, обогащая лексический запас новыми словами, оборотами, образными выражениями, усиливая самоконтроль за правильным звукопроизношением, улучшая дикцию, формируя фонематическое и фонетическое восприятие речи. Кроме того, они расширяют возможности развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль, позволяют детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству.
Приложения
СЧИТАЛКИ
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Раз, два, три, четыре!
Жили мошки на квартире.
К ним повадился их друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь!
Паука мы все попросим:
«Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму — бух,
Раздавила сорок мух!
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.
Ехал Туз на бочке,
Продавал цветочки:
Синий, красный, голубой —
Выбирай себе любой.
Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетёт,
Первый кон водить идёт.
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт,
Тот и вон пойдёт.