Луиза Фейтуллаева
Консультация «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми
дошкольного возраста по элементам ТРИЗ.
Консультация для воспитателей.
Подготовила воспитатель:
Фейтуллаева Л. М.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Публикация «Консультация „Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.
Одной из эффективных педагогических технологий для освоения детьми процесса заучивания стихотворения является ТРИЗ. В ТРИЗЕ используют технологию шифрования.
Шифрование – это эффективная технология обучения дошкольников заучиванию стихотворений, а также основам грамоты. Целью данной технологии является: формирование у детей осознанного отношения к процессу заучиванию; освоение детьми знаковых систем, схем, моделей, их расшифровке, т. е. самостоятельно, создавать знаки для шифровки, способность «расшифровывать» информацию, т. е. преобразовывать из абстрактных символов, знаков в реальные образы, действия, признаки и т. д. усвоение грамматического строя речи: согласование названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентировка на окончания слов (красный мяч, красная юбка); использование в речи предлогов (в, над, под, между, около).
Наглядность: чистый лист бумаги, расчерченный по количеству строк и количеству слов в строке.
Реализация технологической карты возможна после тренингов, на которых дети могут понимать и «считывать» схемы.
Технологическая карта освоения процесса заучивания стихов.
1. Обсудить с детьми тексты любимых стихотворений. Побуждать детей рассказывать знакомые стихи.
2. Предложить стихотворение для заучивания текста. Выставить таблицу для схематизации слов стихотворения.
Например: Стихотворение «Встали девочки в кружок» А. Л. Барто
Встали девочки в кружок,
Встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажег
На высокой елке.
Наверху звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет елка.
Пусть горит всегда.
Для заучивания этого стихотворения необходима пустая таблица, в ячейки которой вставляются схемы каждого слова текста, в том числе и предлогов.
Таблица для схематизирования
3. Схематизация текста вместе детьми. Сначала дети предлагают различные варианты схематизации слов, затем выбирается и зарисовывается наиболее подходящий символ. Эти символы у них остаются в памяти. В зарисовке схем активно участвуют сами дети. С 5-ти лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо схематизировать текст стихов.
4. По окончании шифрования дети сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно зачитывают стихотворение с выразительными интонациями, а иногда обыгрывая строчки.
В методическом пособии Е. И. Измайловой – по развитию мышления и речи старших дошкольников «Учимся думать и запоминать» предложен следующий алгоритм схематизации текста (кодировка) :
Рекомендуемый алгоритм схематизации текста (кодировка)
1. Прочесть текст стихотворения (считалки) полностью.
2.1. Найти в тексте непонятные детям слова - объяснить значение слов.
2.2. Выделить первое предложение, повторить.
2.3. Напомнить правила:
- каждое слово кодируется в отдельной клеточке
- схема слова не должна быть детально прорисована
- если после кодировки в конце строки остаются незаполненные клетки – они просто зачеркиваются
2.4. Закодировать первую строку.
2.5. Повторить первую строку по сделанным схемам.
3. Аналогично работать с последующими строками.
4. Читаем текст полностью с опорой на схему хором, затем одним ребёнком по желанию.
5. Текст находится в группе, размещаются в родительский уголок.
6. Храниться в специальном выбранном вами месте "Коробочка ума", "Учимся думать и запоминать ".
7. По мере накопления тестов, они повторяются по выбору детей.
У детей должны быть индивидуальные папки для самостоятельно засхематизированных стихотворных текстов. Можно самим создать рифмы и самостоятельно схематизировать и вкладывать в индивидуальные папки речевого творчества.
Примечание. Воспитатель время от времени возвращается к схемам ранее выученных стихов и побуждает детей повторно рассказать их.
Вечером, где прописываются занятия, можно родителям предложить зашифровать стихотворение :
Уважаемые родители!
Мы с детьми разучивали стихотворение. Пусть они вам зашифруют и расскажут.
Таким образом, использование подобных таблиц и шифрование слов в стихах облегчает процесс запоминания, делает его увлекательным, укрепляет ситуацию успеха у самого робкого и неуверенного ребенка. Убрав таблицу через некоторое время, дети легко вспоминают картинки и их последовательность, а затем легко вспоминают слова.
Применение ТРИЗ отлично способствует быстрому и самостоятельному запоминанию стихов дошкольниками, формирует у них осознанное отношение к процессу заучивания. У ребят развивается сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки. Так же ТРИЗ-технологии позволяют ребятам развиваться не только в отведенное расписанием занятий время, но и в любые режимные моменты.
Практическая работа.
Стихотворение «Снеговик» Татьяна Гусарова
На дворе полно снежка.
Я слепил снеговика.
Руки, ноги, голова,
Нос-морковка, глаза два.
Нарисую краской рот.
Пусть порадует народ!
Таблица для схематизирования
Стихи по лексическим темам:
Знаю много я игрушек. (для детей старшей группы)
Знаю много я игрушек,
С ними мне совсем не скучно:
Кубик, мяч, совок, сачок,
Мишка, лейка, флаг, бычок.
Мишка милый. (для детей подготовительной к школе группы)
Мишка милый, мишка славный,
Косолапый и забавный.
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.
Потешка (для детей старшей группы)
Посуду мыть – палец болит,
Воду носить – палец болит,
Письмо писать – палец болит,
А суп готов – палец здоров.
"Осень, осень" (для детей старшей группы)
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.
Листопад (для детей подготовительной группы)
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Вышла Маша на крыльцо (для детей старшей группы)
Вышла Маша на крыльцо:
Вот растет деревцо,
Вот растет другое,
Красиво какое!
Стала Машенька считать,
Насчитала ровно пять.
Все деревья эти
Сосчитайте, дети!
Ива (для детей подготовительной группы)
Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
В руки овощи берем.
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
Хозяйка
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)
В руки фрукты мы берем.
В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы грибы искать.
Подберезовик, маслята,
Сыроежки и опята.
Белка-шалунишка
Скачет белка-шалунишка,
Рвет с еловых веток шишки,
А потом на землю — прыг
И отыщет боровик.
Гриб нанижет на сучок —
Подсушись, боровичок!
Для закрепления запоминания можно использовать и другие приемы:
«оживление» : дети берут по одному символу и выстраиваются в цепочку, когда цепочка выстроена, по очереди называют свое слово.
«коллаж» – лист картона с нарисованными в беспорядке символами по данному тексту; дети называют, повторяют его, связывая символы между собой.