МААМ-картинки

Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности

Екатерина Губайдуллина
Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности».

При организации коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности необходимо руководствоваться лексическим материалом, который может быть использован при закреплении тематических циклов.

Публикация «Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах

При обучении детей пересказу развивающим в коррекционном плане является прием использования детского рисунка. При разборе и пересказывании текста по вопросам педагога, на отдельном занятии по развитию речи, которое проводит воспитатель, детям можно предложить выполнить рисунок любого героя из рассказа, сказки, стихотворения или на любой сюжетный фрагмент. Например, чтение и разбор таких сказок, как «Серая шейка» Д. Н. Мамина-Сибиряка, русская народная сказка «Петух и собака», «Чипполино» Дж. Родари и др. После чего дети составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка. При пересказе эпизода предложенного текста использовуем фланелеграф, где план рассказа обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых детьми. Например, после чтения и разбора произведения Дж. Родари, дошкольники выбирают фрагменты сказки, распределяют героев, которые присутствуют в этом сюжете и которых хотел бы изобразить ребенок, а на занятии по рисованию, с помощью детского рисунка персонажа (или персонажей, составляют пересказ эпизода данного произведения.

На занятии по мотивам сказки «Дружба» эффективным будет следующий прием: после предварительного чтения и разбора текста каждый ребенок иллюстрирует по одному предложению из рассказа, затем дети составляют пересказ данного произведения по серии сюжетных картин, используя в качестве картинного плана свои рисунки. На следующем занятии дошкольники выполняют коллективную работу, а затем составляют рассказы по теме: «Как живут звери зимой» по сюжетной картине, используя вопросный план, предложенный педагогом. В итоге получится коллективный рассказ.

При обучении рассказыванию по картине-иллюстрации можно использовать следующие приемы: предварительная работа проводится при подготовке к восприятию содержания детской картины – чтение произведений, беседа по содержанию; на занятии – образец рассказа в целом по картине или какой-либо части; наводящие вопросы, можно предложить детям предваряющий план рассказа; коллективное сочинение детьми одного рассказа.

При работе по формированию у детей навыков составления рассказа-описания изображенного пейзажа подбираем следующий вопросный план:

1. Назови, какое время года у тебя на рисунке.

2. Перечисли предметы ландшафта, которые изобразил (сначала назови те, которые находятся на переднем плане, затем те, которые находятся на заднем плане твоей картины).

3. Опиши, как выглядит лес (деревья, расскажи о них, какие они (так же о реке, поляне и др. предметах ландшафта, какое небо, солнце.

Обучение детей рассказу-описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы («Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Зимующие птицы» и др.). При обучении этому виду рассказывания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять высказывания в связные последовательные сообщения. Предварительная работа в развитии умения выделять главные признаки и основные части (детали) предметов проводится в процессе рисования с помощью разнообразных упражнений: лексические (сравнение, противопоставление признаков и действий, грамматические (словообразовательные, морфологические, фонетические (четкое произнесение слов и предложений, интонационная завершенность высказываний). Все задания тесно связаны между собой.

На занятиях по рисованию на темы: «Осенний натюрморт», «По лесочку я пойду грибы, ягоды найду», и др., используется упражнение по рассматриванию простого предложения по схеме (размер, цвет, форма, вкус). Например, яблоко – большое, красное, круглое, сладкое, огурец – длинный, зеленый, овальный, сочный, вкусный, соленый и т. д. Затем полученные навыки составления рассказа-описания (в том числе с включение различных признаков микротем и объединения их в небольшой рассказ) закрепляются в конце занятия в рассказах детей.

Здесь необходимо соблюдать последовательность в работе. На 1-ом занятии дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся одним каким-либо признаком, например, яблоки разного цвета, но одинаковой формы, величины. На 2-ом занятии и последующих сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты; домашние – дикие животные Севера и животные жарких стран и др.).

Необходимо отметить, что дошкольникам можно предложить обобщенную схему описания предмета, но в зависимости от особенностей предмета в схему вводить и другие элементы:

1. Определение (называние) предмета – что или кто нарисован (или кого (что) будешь рисовать

2. Отличительные признаки: форма, цвет ощущении (восприятии); место произрастания; место обитания; питание (если это живой объект); назначение предмета, отношение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.

Эта схема видоизменяется в зависимости от темы и цели занятия. На первых занятиях составление описания предваряется образцом, который дает педагог, например, я, нарисовала грача, он черный, клюв у него вытянутый, хвост закругленный, грач уничтожает вредных насекомых.

На последующих занятиях детям предлагается план для построения монолога по выполненному рисунку:

1. кто это;

2. внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);

4. чем питается;

5. как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов (это задание творческого характера).

Этот план так же видоизменяется в зависимости от тематического цикла и цели занятий.

На занятиях по рисованию в основном используется описание непосредственно воспринимаемого предмета по собственному рисунку. Ребенок выполнил рисунок какого-либо предмета, животного, птицы, а затем дал описание по вопросному плану. Рисунки размещаются на наборном полотне, и дети поочередно рассказывают об изображенных объектах. Дополнительно можно дать задание творческого характера: составить загадку об изображенном предмете.

В свободное от занятий время такой вид работы как сочинение загадок очень нравится детям.

Следующий прием работы, который применяется на занятиях при обучении составлению сравнительного описания двух предметов : старшие дошкольники используют не только свою работу, но и рисунок друга. Составляя описательные рассказы, дети используют в своей речи сложносочиненные предложения с союзом а; или последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (береза и рябина, снегирь и синица и др.).

При изучении таких тематических циклов как «Семья», «Новый год», «Зимние виды спорта и зимние забавы», «Моя улица», «С чего начинается Родина?» и др., дошкольникам можно предложить задания по рассказыванию с элементами творчества или составление рассказов на основе личного опыта. Для активизации и развития связной монологической речи необходимо использовать речевое планирование и «сопровождающее» описание выполняемых действий, словесный отчет ребенка о выполненном задании и, наконец, составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации. Для этой цели необходимо использовать следующие приемы: составление рассказа по вопросному плану с уточнением последовательности, деталей повествования; дополнение рассказа ребенка другими детьми. План составляется совместно с ребенком с помощью подсказки, направляющих, уточняющих вопросов.

На занятии по рисованию детям можно предложить творческие виды работы, например, сочинение сказки с предварительной работой, которая проводится на занятии по развитию речи. На начальном этапе сказка сочиняется коллективно, по вопросам педагога, используется прием договаривания предложений воспитателя ребенком. Затем сказка иллюстрируется каждым дошкольником в зависимости от придуманного предложения или короткого сюжета, эпизода. Педагог, в процессе придумывания сказки, привлекает детей к связыванию получающегося текста в сюжет. Затем, читает сказку и предлагает ее пересказать по нарисованным к ней иллюстрациям. Рисунки и текст сшиваются, и обложка оформляется в технике коллаж с помощью аппликации, получилась самодельная книжка.

В обучении необходимо уделять большое внимание составлению рассказов в соответствии с заданной темой, используя собственный рисунок, который является опорой для речевых упражнений. С этой целью во время рисования уточнять представления о предметах, возможных связях между ними, усваивать знания об их свойствах, признаках, положении в пространстве, взаимном расположении частей относительно друг друга. В процессе работы, с целью осознания детьми в структуре текста частей, детям предлагается нарисовать недостающую часть или концовку произведения после разбора и анализа текста

В процессе коррекционной деятельности необходимо обращать внимание на все стороны речевого развития.

Публикации по теме:

Методика развития количественных представлений у дошкольников в период счетной деятельности (с пятого года жизни) МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ) Анализ программных задач.

Методика выявления состояния связной речи у учащихся с системным недоразвитием речи 1. Исследование репродуктивной связной речи. Цель: Выявление репродуктивных возможностей речи учащихся. -задание пересказать текст как можно.

Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников Ускоренный темп развития общества требует от человека с самого раннего возраста владеть умением содержательно и понятно излагать свои мысли.

Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности Опыт работы воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности. Поделилась воспитатель.

Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности Слайд 1. (название сообщения).

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин Тезисы: «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин» Ахметзянова А. Н. 942у группа.

Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии Тема: «Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов сказкотерапии». Пояснительная записка. Программа «Развитие.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр. 1 часть ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРПЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в норме и у старших дошкольников с ОНР III уровня Проблема развития моторики и связной речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики в связи с увеличением количества.

Экологическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительной деятельности Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы теряют плодородие почвы, обедняются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 19:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Губайдуллина (УИ 83633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД