Татьяна Скрягина
Методика развития количественных представлений у дошкольников в период счетной деятельности (с пятого года жизни)
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(С 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ)
Анализ программных задач
1. Познакомить с приемами счета предметов.
2. Познакомить с приемами счета с помощью различных
анализаторов:
а) счет по образцу;
б) счет по названному числу;
в) счет по цифровому изображению;
г) счет на слух;
Публикация «Методика развития количественных представлений у дошкольников в период счетной деятельности (с пятого года жизни)» размещена в разделах
д) счет на ощупь;
е) счет движений.
3. Показать принцип построения натурального ряда (л±1) :
а) образование соседних чисел;
б) сравнение соседних чисел («больше», «меньше»).
4. Научить сравнивать множества на основе счета.
5. Показать абстрактность числа (независимость от качественных признаков предметов и пространственного расположения множества) :
а) независимость числа от размеров предметов;
б) Независимость числа от расстояния между предметами;
в) независимость числа от формы расположения предметов;
г) независимость числа от направления количественного счета.
6. Познакомить с порядковым счетом.
7. Познакомить с обратным счетом.
8. Познакомить с цифрами.
Методика обучения счету предметов (задача 1)
Предварительная работа
Работа с множествами, их сравнение способами наложения и приложения подготавливает детей к счетной деятельности, так как им легче сначала научиться устанавливать взаимно однозначные соответствия между предметными множествами, которые видимы и ощутимы (мышление — наглядно-действенное).
Счет — это установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества и отрезком натурального ряда (числами — абстрактным математическим понятием).
Особенности наглядного материала
В начале обучения необходимо использовать множества из объемных одинаковых предметов (до которых легко дотрагиваться, расположенных в ряд (линейно, горизонтально, «слева направо»).
Затем можно использовать множества из разных элементов, картинки, геометрические фигуры и др. и раскладывать их по-разному.
Методика обучения
Счетная деятельность — это называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.
Цель счетной деятельности — найти итоговое число, ответить на вопрос «сколько?».
Обучаем ребенка приемам счета предметов по образцу («делай, как я», сначала отрабатывая выполнение правил, а после их усвоения отменяя внешние жесты. Работа ведется на большом разнообразии наглядного материала. Вне занятий закрепляются и применяются счетные навыки.
Правила счета Ошибки детей
1. Называть числительные по порядку, начиная со слова «один» Называют числительные не по порядку, начинают со слова «раз»
2. Дотрагиваться до каждого предмета веду-щей рукой (обычно правой) слева направо (ведущее направление в нашем обществе) Пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды, справа налево и др.
3. Одному предмету соотносить только одно число Считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением
4. В конце сделать обобщающий жест и еще раз назвать последнее число («всего пять предметов») Не выделяют итогового числа («безытоговый счет», не могут ответить на вопрос «сколько?»
Замечание:
Эти правила необходимы, чтобы ребенок понял сущность счета, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в чете, а не в правилах).
Этапы усложнения
По мере усвоения ребенком счетной деятельности надо счетные движения «сворачивать». Они переходят из «внешних» действий во «внутренние» (умственную работу) :
• счет без обобщающего жеста;
• дотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предмет;
• счет на расстоянии (движение глаз);
• счет про себя.
После усвоения счета предметов переходим к счету других объектов (изображений, символов, движений, звуков, явлений и др.).
Активизация словаря:
«считай» — назови числительные по порядку;
«посчитай» — ответь на вопрос «сколько всего?»;
«отсчитай» — выдели часть;
«пересчитай» — проверь;
«сосчитай» — вычисли.
Методика обучения счету с помощью различных анализаторов (задача 2)
Предварительная работа
После выработки навыков счета предметов показываем детям, что считать можно все что угодно. Этим подводим их к пониманию абстрактности числа. Используя при счете различные анализаторы, оказываем положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.
Задание студентам:
Укажите, при каком счете, какой анализатор преимущественно задействуется.
Анализаторы
Зрительный Тактильный Слуховой Двигательный
Счет по образцу (задача 2-а)
Наглядный материал
• Наборы одинаковых предметов.
• Демонстрационный материал для фланелефа, наборного полотна, магнитной доски (картинки, геометрические фигуры).
• Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры).
• Наборы «Учись считать».
• Карточки с числовыми фигурами сюжетными и
бессюжетными (например, карточки Лая).
Методика обучения
I этап
Инструкция дается небольшими порциями, по мере выполнения задания. Результат проговаривается с помощью воспитателя.
Схема:
— Что это?
— Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько?
— Посчитай,
— Сколько?
— Отсчитай столько, сколько….
— Сколько отсчитал?
— Почему столько?
— Проверь, пересчитай.
II этап
Инструкция дается целиком, в последовательности выполнения задания. Результат обговаривается при помощи воспитателя.
Схема:
— Посчитай, сколько, и отсчитай столько же ….
— Сколько отсчитал?
— Почему столько?
— По скольку и?
III этап
Инструкция дается целиком в свободной форме. Ребенок сам должен продумать последовательность действий: посчитать, отсчитать, пересчитать (планирует) и дать словесный отчет о выполнении (анализирует).
Схема:
— Отсчитай столько О, сколько у меня П.
— Расскажи, что у тебя получилось и почему так.
Усложнения
1. Увеличиваем количество от 1 до 10.
2. От реальных предметов переходим к их изображениям и числовым карточкам (сюжетным и бессюжетным).
3. Меняем форму расположения предметов (горизонтально, вертикально наискосок, по кругу, в виде числовой фигуры, хаотично)
4. Даем задания на развитие памяти : образец постоянно перед глазами --- образец показывается дважды (перед выполнением задания; после выполнения задания для проверки)
5. Даем упражнения для отвлечения от пространственного расположения предметов (выложи столько же, но в ряд; покажи числовой карточкой, сколько у меня предметов)
6. Даем задания для повторения отношений соседних чисел: отложи на 1 больше.
Дидактические игры
«Остановись стрелка». (На часах с числовыми фигурами вращается стрелка. По сигналу она останавливается. Дети должны выполнить задание в соответствии с числом, которое показывает стрелка, например принести столько мячей.);
флажков».);
«Поручения». («Принеси столько
«Магазин». (Числовые карточки играют роль ценников, а геометрические фигуры роль монет.)
Счет по названному числу (задача 2-6)
Счет по названному числу дается только после усвоения приемов счета и выработки навыков счета по образцу. Проводится большая индивидуальная работа с целью помочь тем, кто не справился с заданием, проверить и проговорить результат с каждым ребенком. Применяется в различных видах заданий:
— Отложи пять кругов. (Применение навыков отсчитывания.)
— Отложи пять кругов и еще один. Сколько получилось? (Знакомство с образованием соседних чисел.)
— Отложи кругов на один больше, чем число, которое я назову. (Повторение отношений между числами, понятий «больше на.».)
После выполнения задания обязательно его проанализировать:
— Сколько отложил?
— Почему столько?
— Проверь, пересчитай.
Счет по цифровому изображению (задача 2-в)
Счет по цифровому изображению начинается после знакомства детей с цифрами и используется в различных видах заданий:
— Отложи столько [7] квадратов.
— Покажи цифрой, сколько у меня грибов.
- Покажи цифрой, на сколько пять меньше шести.
— Подпрыгни столько 5 раз.
Счет на слух (счет звуков) (задача 2-г)
Особенности наглядного материала
Рекомендуемые музыкальные инструменты: барабан, металлофон, свисток, пианино, камертон, дудка. Можно использовать стук, хлопки, топот.
Замечание: не дают четкого одинокого звука: бубен, погремушка, колокольчик, гармошка.
Методика обучения
Подготовительный этап:
Дети трех-четырех лет учатся различать «один» и «много» звуков. Дети видят воспитателя и воспроизведение звука. Одному звуку соотносится действие (например, появление игрушки).
Фрагмент:
Воспитатель ударяет в барабан один раз и ставит на стол одну игрушку. Один звук — одна игрушка, так несколько раз.
— Сколько звуков услышали?
— Сколько игрушек появилось?.
Затем вызванный ребенок ударяет в барабан, сколько хочет раз. Воспитатель убирает соответствующее количество игрушек (одну или много).
— Сколько звуков услышали?
— Сколько игрушек убрали?
I этап
Дети четырех-пяти лет учатся считать до пяти звуков. Дети видят воспитателя и видят воспроизведение звука. Задания даются поэтапно по мере выполнения.
Схема:
— Посчитай, сколько звуков.
— Отсчитай столько же предметов.
— Сколько отложил?
— Почему столько?
— Проверь, пересчитай.
II этап
Дети пяти-шести лет считают до десяти звуков. Дети видят воспитателя, но не видят воспроизведение звуков (например, используем ширму). Инструкция дается целиком, но в последовательности выполнения заданий, с напоминанием действий.
Схема:
Посчитайте, сколько звуков услышите, и отложите столько же кругов.
Посчитали? А теперь откладывайте.
Сколько отложили? Почему столько?
III этап
Детям шести-семи лет инструкция дается целиком в свободной формулировке. Свою деятельность дети планируют и анализируют сами.
Схема:
Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите.
Расскажите, что и как вы сделали.
Усложнения
Увеличиваем количество звуков от 1 до 10.
Уменьшаем интервалы между звуками.
Издаются звуки разные по силе, тону, из разных инструментов.
Дети не видят воспитателя и источник воспроизведения
звука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с закрытыми глазами, или используем магнитофонную запись).
Даем задания, связанные со знанием отношений между
числами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков
услышишь».
Дидактические игры
«Помоги бычку попасть домой» (Бычок потерялся и не может попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, лягушку, собаку, кошку и др., которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети могут играть роли зверей или игра разыгрывается на игрушках или картинках.) и др.
Счет на ощупь (задача 2-д) Особенности наглядного материала
Объемные предметы, знакомые детям (например, кубики, пуговицы, камешки, желуди).
Счетные карточки, с пуговицами или дырочками в чехлах из плотной ткани, которые снимаются.
Методика обучения
I этап
Детям четырех-пяти лет сначала предлагаем считать крупные объемные предметы под салфеткой или в мешочке (до пяти). Фрагмент:
— Посчитай, сколько кубиков под салфеткой, не подсматривая, и поставь на стол столько же пирамидок.
— Сколько поставил? Почему столько?
— Открой салфетку, проверь.
// этап
Знакомим со счетными карточками. Пуговицы или дырочки на карточке диаметром 3—4 см расположены в один ряд до пяти штук.
Последовательность обучения:
1) показываем способ действия: ведущей рукой вести по карточке слева направо или сверху вниз, другой рукой придерживать карточку;
2) предлагаем вызванному ребенку посчитать самостоятельно
с последующей проверкой;
3) предлагаем каждому ребенку посчитать свой образец и
проверить себя, сняв чехол.
/// этап
Дети пяти-шести лет считают мелкие предметы (орехи, желуди, камешки, пуговицы, перекладывая их из руки в руку за спиной. Используем счетные карточки с пуговицами или дырочками диаметром около 1 см, расположенными в два ряда (до 10 штук, с чехлами из более плотной ткани.
Усложнения
1. Увеличиваем количество от 1 до 10.
2. Уменьшаем размеры предметов.
3. Увеличиваем темп выполнения задания.
Дидактические игры
«Передай и посчитай» (Дети становятся в круг и за спинами передают счетные карточки без чехлов. По сигналу каждый считает пуговицы на своей карточке. Выигрывает тот, у кого больше число.) и др.
Счет движений (задача 2-е)
Методика обучения
Примерные задания:
— Посчитай, сколько раз Маша присела.
— Посчитай, сколько раз я махну флажком.
Счет движений используется обычно в комбинированном счете, сочетаясь с другими видами счетной деятельности.