Анна Ананьина
Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр. 1 часть
▼ Скачать
+ Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРПЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №15
Итоговая практико-значимая работа
Тема: «Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр»
.
по программе «Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Выполнила: слушатель КПК
Ананьина Анна Алексеевна, воспитатель
Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр, 1 часть» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Старшая группа
- Темочки
ГБОУ СПО ПК №15, г. Москва
Научный руководитель:
к. п. н. Крылова О. Ю.
Москва, 2015г.
Содержание
Введение…3-4
I. Основная часть. Теоретические основы развития связной речи
детей дошкольного возраста.
1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития детей дошкольного возраста…5-6
1.2. Роль словесных игр в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста…. 7-9
II. Практическая часть.
2.1. Конспект НОД «по развитию речи и грамоты в подготовительной группе: «Соберем цветок»; картотека словесных игр для родителей и педагогов ; фотографии детей на тему: самостоятельная деятельность детей на улице и в группе,где они используют словесные игры; подготовка к празднику «ДеньМатери»,перспективноепланирование… 9-36
Выводы ….37
Список литературы …38
Введение
Актуальность. Проблема развития связной речи у старших дошкольников является одной из актуальных. Так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В словесной игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают.
Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагогом самой игры. При проведении игр необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности, мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе, последовательности. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника - участника игры. Именно в процессе игры у ребенка активно происходит психическое развитие - развитие воли, памяти, внимания, воображения.
Тип проекта: информационно - практический ; краткосрочный.
Цель: развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Развивать речевую среду посредствам словесных игр;
2. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи посредствам словесных игр;
3. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их;
4. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта посредствам словесных игр;
Практическая значимость проекта. Данный проект направлен на:
. Развитие у детей интереса к словесным играм как к средству развития связной речи;
. Создание методических разработок и рекомендаций по данному направлению;
. сотрудничество взрослого, ребёнка и сверстника в процессе словесных игр.
.
Глава I. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1. Понятие связной речи и ее значение для развития детей дошкольного возраста
Речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). [27, 8]
Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание - это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С. Л. Рубинштейн.
По определению С. Л. Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания.
Л. Рубинштейн, развивая учение о монологической речи, в первую очередь отмечает, что строится она на умении раскрыть мысль в связном речевом построении.
С. Л. Рубинштейн четко выделяет в контекстной речи два взаимосвязанных плана : мыслительный и речевой, что позволяет подойти к анализу связной речи как особого вида речемыслительной деятельности. [13}
1.2. Роль словесных игр в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развитии, но и в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживание контактов со своими сверстниками. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций. Особенно необходимо развивать речь детей и формировать речевое общение в логопедических группах. [46]
Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр.
Дети активно включаются в словесно-речевые игры. В своей работе я учитываю, что в младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. А в старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному процессу. Словесные игры условно можно разделить на четыре группы.
Приведу краткие характеристики каждой группы:
группа - игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да - нет», «Чьи вещи?»
группа - игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?»
группа - игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».
группа - игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть».
Словесные игры на развитие и активизацию словаря можно проводить с мячом. Это помогает удержать внимание ребенка; ведь дети, посещающие логопедические группы, как правило, невнимательны, часто отвлекаются.
Применяю следующие виды игр с мячом:
1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.
. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»).
. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь - дорога, маленький - небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.)
. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию).
. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т. д.
Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения.