Алия Ахметзянова
Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисы: «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин»
Ахметзянова А. Н. 942у группа
Развитие связной речи у детей становится все более актуальной проблемой в наше время. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения в нашем постиндустриальном обществе. Результат обучения связной речи детей зависит, прежде всего, от социальной среды, которая окружает ребенка и обеспечивает ему речевое общение. К сожалению, если упустить возможность речевого развития в дошкольном возрасте, то в школьные годы она почти не восполняется. Низкий уровень культуры, агрессивно-примитивная речь, исходящая из западных фильмов и мультфильмов, гаджеты и планшеты – всё это приближает нас к языковой катастрофе.
Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Мы считаем, что огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием и формированием речи детей дошкольного возраста. Для нормального развития речи ребенка, а следовательно и для его интеллектуального и эмоционально-волевого развития, нужно, чтобы окружающая его среда давала достаточную возможность полноценного общения.
В дальнейшем, когда для ребенка наступает время обучению грамоте, у него закладываются умения произвольного звукового анализа речи. При обучении грамматике родного языка формируются умения свободно говорить с синтаксическими единицами, что представляет возможность сознательного выбора языковых средств. Ребенок начинает владеть своими высказываниями, и в процессе диалога у него закладывается важное умение следить за логикой своего повествования. Поэтому в дошкольном возрасте так важно развивать именно связную речь.
Интересное суждение о соотношении связной и письменной речи высказывал Л. С. Выготский. Он говорил, что мотивация речи, потребность в ней стоит в начале развития этой деятельности. Так, потребность в речевом общении развивается на всем протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и задержка речевого развития.
Одной из главных задач развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов, далее ребенок овладевает контекстной речью, под влиянием систематического обучения. Во время образовательной деятельности в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них возникает потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети перенимают из речи взрослых и окружающих. Если своевременно формировать и развивать у дошкольников связную речь, то она достигает довольно высокого уровня.
Огромную роль в этом играет взрослый человек, используя слово для знакомства ребенка с миром вещей. Он является посредником между предметом и ребенком, он помогает последовательному выделению отдельных средств из окружающей многообразной среды; он знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в знакомстве с предлагаемыми в ней предметами.
Необходимо позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности, также является важным создавать благоприятные условия для развития связной речи детей.
Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми во время образовательной деятельности к естественным условиям. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием воспитатель использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов, воспитатель не забывал, что картина - это лишь эффективное средство, а главное во время всей образовательной деятельности - ребенок, развитие которого он должен направлять и сопровождать.
В наше время информационных технологий дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало бывают в библиотеках, музеях, совсем не заинтересованы в чтении книг, без особого энтузиазма рассматривают иллюстрации и рассказывают про них. Свой личный опыт впечатлений и ощущений не могут высказать даже в 2-3 фразах. Именно поэтому необходимо, прежде всего, живое общение с детьми и грамотное построение образовательной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Вербенец А. М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной образовательной программе "Детство" : учебно-метод. пособие / А. М. Вербенец, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова. - СПб. : ООО "Изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2013. - 270с.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : 1960. - 378 с.
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1985. – 112 с.
5. Проектирование муниципальных систем дошкольного образования в условиях модернизации: учеб. пособие / Н. К. Зотова, О. Г. Тавстуха, Э. Р. Саитбаева [и др. ] - М. : Флинта, 2014. - 280 с.