Лисецкая Татьяна
Опыт работы «Формирование связной речи дошкольников на основе культурного наследия Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию опыт работы на тему : «Формирование связной речи дошкольников на основе характеристики современного общества и культурного наследия Кубани».
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное говорения, создает предпосылки надвигающееся языковой катастрофы. Дошкольный возраст важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы на основе современного и прошлого через речевое общение с ребенком. По речевому развитию дошкольников мы используем методику Оксаны Семеновны Ушаковой, а при реализации вариативной части программы, мы столкнулись с проблемой отсутствия практического материала по развитию речи, который бы освещал культуру, быт, традиции нашего края.
Публикация «Опыт работы „Формирование связной речи дошкольников на основе культурного наследия Кубани“» размещена в разделах
Таким образом, целью работы стало формирование связной речи дошкольников на основе характеристики современного общества и культурного наследия Кубани.
Программные задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение
конструктивными способами и средствами взаимодействия
с окружающими;
- развитие всех компонентов устной речи детей :
грамматического строя речи, связной речи – диалогической
и монологической форм; формирование словаря,
воспитание звуковой культуры речи;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи;
-развитие речи, обогащение словарного запаса детей, используя
дидактический материал и развивающую среду по кубановедению.
В ходе данной работы были разработаны : конспекты занятий, игровой материал, был осуществлен подбор практического материала по тематикам недель, разработаны сценарии мероприятий с родителями. Остановимся на этом подробнее.
Составление рассказа по сюжетной картине Андрея Ляха «Пополнение». С целью логического построения рассказа детьми практически во всех занятиях применяются мнемотаблицы.
При пересказе сказки Кубанского писателя Евгения Александрова «Казак и солнце», использовались авторские схемы.
Совместно с детьми мы играем по сюжетам любимых произведений. Ярким примером является драматизация сказки Евгения Александрова «Как казак женился».
Во время заучивания стихов детьми, им предлагаются схемы с целью быстрого запоминания и эмоциональной выразительности речи.
Составление описательного рассказа по картине Татьяны Шплатовой «Казак в белой рубахе».
Яркими и интересными для детей являются кубанские пословицы и поговорки, которые включаются в ходе занятий. Иллюстративный материал помогает понять смысл и запомнить её.
Для речевой и умственной активности детей разработан игровой материал, так например электронная игра на тему: «Загадки о предметах быта Кубанских казаков» - на правильный ответ ребёнка выплывает картинка. Игра «Водоёмы Кубани и их обитателей» - ее цель - познавательное развитие и формирование умений составлять описательные рассказы.
Игра: «Найди пару», цель - сопоставления современного и исторического быта. Например: ребёнок линиями соединяет кран и коромысла. Викторина «Кубань» - ребятам задаются вопросы о родном крае. Дети находят правильный ответ и отмечают его значком.
Для создания развивающей среды был выполнен альбом «Белореченск, мой родной», где представлены фотографии родного города и стихи местных поэтов. Изготовлен макет кубанского подворья, также используется развивающая среда детского сада (кубанский уголок, кубанское подворье). При составлении сравнительного рассказа о русской и кубанской одежде, задействовались куклы из развивающей среды.
Вся работа по данной теме проходила в тесном взаимодействии с педагогами и родителями. Применялись нетрадиционные формы работы, такие как: КВН на тему «Волшебный мир Кубани», где дети совместно с родителями вспоминали Кубанские пословицы, поговорки, играли в Кубанские игры. Речевой досуг «На Кубани вырос я», во время которого дети показали родителям свои знания о малой родине.
Проведённая работа способствовала формированию связной речи дошкольников, а также интересу к культуре, настоящему и прошлому нашего Края. Таким образом, поставленная цель реализуется и работа по заданной теме продолжается.