Екатерина Кузнецова
Консультация для воспитателей «Развитие речи младшего дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей : «Развитие речи младшего дошкольника»
Как известно, своевременное полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов развития. Стоит отметить, что продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 3-4 лет.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи младшего дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Именно в этот промежуток времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка. Имея к эту возрасту словарь в пределах 800-1000 слов, ребёнок практически не использует звукоподражания. Легко строит простые предложения, может пересказать содержание простой сказки, повторить действия происходящие в сказки и проанализировать ситуацию в быту.
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается. Для девочек характерно более раннее начало речи. Они очень быстро накапливают словарь, обозначающие предметы. Стараются часто подражать взрослым и говорят «как взрослые», но вот фразовая речь ими осваивается поздно. У мальчиков прежде всего формируется словарь названий действий (пилит, рубит, стучит, забивает). Грамматический строй у них формируется раньше, но мальчики при этом говорят «на своём языке».
С 1,5-2 летний возраст происходит активный рост словаря, ребёнок задаёт вопросы, строит двусловные предложения. На этом этапе необходимо побуждать ребё нка к активной речевой деятельности:
- договаривать за воспитателем потешки, стихотворений;
- побуждать ребёнка к звукоподражанию как отдельных звуков (поезд гудит у-у-у, ветер дует в-в-в, кукла плачет а-а-а и т. п, так и звукосочетаний (собака лает ав-ав, мышка пищит пи-пи и т. д.);
- следует следить за правильностью и четкостью произношения согласных звуков раннего онтогенеза М,Н, П, Б, Т, Д, К, Х, Г, В, Ф;
- активно развивать общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движениям, этому помогают подвижные игры с словесным сопровождением и пальчиковые игры, а так же дыхательные упражнения.
Рекомендуемые артикуляционные и голосовые упражнения
«Бегемотики» - открыть рот как можно шире, удержать его в таком положении под счёт до пяти.
«Лягушки» - широко улыбнуться, показать зубы, удерживать «улыбку» под счёт до пяти.
«Слоники» - вытянуть губы вперёд «трубочкой» и удерживать их под счёт до пяти.
Чередование упражнений «слоники» и «лягушата»
«Шарики» - надуть щеки, с звуком «пф» сдуть щёки через образовавшуюся щель между губами.
«Останови лошадку» - сделать выдох носом и выдохнуть через губы, произнося звук «ппппп».
К трём годам ребёнок к произношению гласных добавляются согласны звуки
С, З,Ц, а к четырём годам и Ш, Ж, Ль.
Здесь можно добавить другие упражнения:
«Месим тесто» - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, покусать язык зубами «пя-пя-пя».
«Блинчик» - улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу,и удерживать его неподвижно под счёт до пяти.
«Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу, затем нижнюю.
«Качели» - улыбнуться, открыть рот: на счёт «раз» - поднять широкий язык верхней губе, на счёт «два» - опустить язык к нижней губе.
«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, тянуть широкий кончик языка к носу в форме «чашечки»,удерживать его под счёт до пяти.
«Лошадка» - улыбнуться, открыть рот, «пощелкать» языком о твёрдое небо.
Рекомендуемые дыхательные упражнения:
- дуем на вертушку;
-сдуваем салфетку или листочек;
- дуем в трубочку в стаканчике с водой;
- дуем на бумажный кораблик в тазике с водичкой;
- сдуваем ватку с носика.