Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Консультация для воспитателей «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
по методическому пособию «Играем, читаем, пишем» Астафьева Е. О.»
Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию устной речи необходимо уделять достаточное внимание. Если у ребенка есть трудности в развитии устной речи (например, со стороны звукопроизношения, грамматической или лексической сторон речи, это может впоследствии вызвать нежелательные результаты и в развитии письменной речи — дислексию (нарушения чтения) и дисграфию (нарушения письма). Таким детям нужна логопедическая помощь. Ряд игр и заданий предлагаемого пособия рассчитан на предупреждение у дошкольников различных видов дислексии и дисграфии.
Публикация «Консультация для воспитателей „Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Для обогащения и активизации словаря ребенка в пособии предлагаются игры по различным лексическим темам (перечень тем вы найдете в пособии).
Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребенок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л, ЛЬ, а не «эль» и т. д. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов. Только после освоения послогового чтения ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а., у-у-у. и т. д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно) открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью.
Гласных звуков 6: А, О, У, И, Ы, Э.
Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, — их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука:
Я обозначает звуки [а] и [йа],
Ю - [у] и [йу],
Е — [э] и [йэ],
Ё — [о] и [йо].
Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:
- в начале слова (яблоко, юрта. ,
- после мягкого знака (обезьяна, льют. ,
- после твердого знака (объявление, разъединять. ,
- после гласной буквы (большая, моё.).
В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лёд, семя, рюкзак.).
Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате. Например: П — звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ; Ф — в образовании звука участвуют верхние зубы и нижняя губа, и т. д. Некоторые согласные звуки можно произносить длительно (м-м-м., р-р-р., но пропеть их нельзя.
Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Звонкость или глухость согласных ребенок может проверить самостоятельно (конечно, с помощью взрослого). При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, «горлышко дрожит» (например, ж-ж-ж.); если такого дрожания нет — значит, звук глухой (например, ш-ш-ш.).
Некоторые согласные звуки являются парными, т. е. звонкому звуку соответствует глухой, произносимый без участия голосовых связок. Другие согласные не имеют пар.
^ Согласные звуки русского языка
Парные
звонкие глухие
Б (БЬ)
П (ПЬ)
В (ВЬ)
Ф (ФЬ)
Г (ГЬ)
К (КЬ)
Д (ДЬ)
Т (ТЬ)
ж
ш
3 (ЗЬ)
С (СЬ)
Непарные
звонкие
глухие
й,Л (ЛЬ, М (МЬ,
Н (НЬ, Р (РЬ)
X (ХЬ, Ц, Ч, Щ
Парные звонкие согласные оглушаются (произносятся как глухие) на конце слов (сугро[п]) и перед глухими согласными (сла[т]кий). Уже на начальном этапе овладения чтением нужно познакомить ребенка со способами проверки написания слов с оглушаемыми согласными. Здесь не обойтись без темы «Однокоренные слова» (для дошкольников она формулируется как тема «Слова-родственники»). В пособии есть различные варианты игр и заданий на эту тему.
Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, 3, ЗЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ. Согласные Ж, Ш, Ц — всегда твердые; согласные Й, Ч, Щ — всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласного звука. Ребенок может научиться различать твердые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки. Для лучшего усвоения этой темы можно использовать материалы из сборника «Веселая грамматика» (сост. В. Волина. — М. : Знание, 1995, например стихотворение «Дружат гласные с согласной».
В период овладения основами письменной речи ребенок сталкивается с множеством условных обозначений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Взрослый должен в доступной игровой форме объяснить их значение. Тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение и др. В данном пособии в соответствии с программой первого класса используются следующие графические обозначения:
Слог-слияние (то же, что открытый, прямой слог из двух звуков) для краткости называем просто слиянием. Ребенку объясняем, что слияние состоит из двух звуков — согласного и гласного. Слияние всегда можно пропеть, так как последним
Игры и задания с использованием условных обозначений помогают предупредить возникновение таких ошибок, как: слитное написание предложений; пропуск и слитное написание слов (особенно предлогов и союзов) в предложении; пропуск и перестановка слогов в слове; неправильный перенос слова; пропуск, замена и перестановка букв в слове.
Для большей наглядности и занимательности занятий советуем изготовить плоскостные пособия по образцу представленных в данных тетрадях на рисунках. Это домики для букв и три неваляшки (красная, зеленая и синяя, а также карточки с разноцветными буквами.
КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ
Две тетради, составляющие пособие, предусматривают различные виды работ с использованием цветных карандашей (раскрашивание предложенных картинок и рисование своих, разноцветных ручек («печатание» букв, слогов, слов, предложений, рисование схем, выполнение других графических упражнений, неразлинованных листов и листов в клетку.
Играм и заданиям, посвященным непосредственному знакомству детей со звуками и буквами, предшествуют подготовительные игры (I—VI в тетради №1). Они способствуют:
- развитию слухового и зрительного внимания,
- развитию различных видов памяти,
- ознакомлению с функциями различных анализаторов, умению сосредотачиваться на них,
- умению управлять движениями кисти рук (мелкая моторика,
- умению пользоваться карандашом и ручкой,
- тренировке в восприятии устной речи,
- умению ориентироваться на листе бумаги,
- умению различать и использовать цвета и их оттенки.
После подготовительных игр следуют игры и задания, используемые при первом знакомстве со звуком и буквой (в обеих тетрадях).
Знакомить ребенка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком: научился выделять изучаемый звук из ряда предложенных звуков и слогов, находить этот звук в слове, определять его место (начало, середина или конец слова, с помощью звукового анализа определять характеристику звука (гласный или согласный; если согласный, то какой: твердый или мягкий, звонкий или глухой). Такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет ребенку правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и все слово в целом.
В рабочих тетрадях при знакомстве с каждой буквой (звуком) под цифрой 1 ребенку предлагаются следующие задания:
- Назови предмет, изображенный на картинке;
- Определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
- Закрась соответствующую клетку в схеме под картинкой тем цветом, которым мы обозначаем этот звук (гласный — красная клетка, твердый согласный — синяя, мягкий согласный — зеленая);
- Объясни, почему ты закрасил клетку именно этим цветом;
- Сам нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа);
- Покажи на схеме под каждой картинкой место звука в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова; звук гласный, твердый или мягкий согласный).
В некоторых случаях эта схема используется с написанием в ней (с помощью воспитателя) букв, например:
Только после того как ребенок усвоил звук, рекомендуется переходить к изучению и написанию буквы. Здесь можно предложить такие задания:
- Определи, на какие окружающие предметы похожа буква;
- Определи форму и количеств элементов в букве;
- Найди, чем эта буква похожа на уже известные тебе и чем от них отличается;
- Изобрази букву с помощью палацев руки, спичек, проволоки, вылепи ее из пластилина, выложи из мозаики;
- «Напиши» букву в воздухе, объясни свои движения;
- Обведи букву по контуру,
- Напиши букву по точкам;
- Самостоятельно напиши букву.
Под цифрой 2 в рабочих тетрадях даются следующие задания:
- Обведи букву по контуру;
- Напиши букву по точкам;
- Сам напиши строчку этой буквы.
Под цифрой 3 дается задание Продолжи орнамент. Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.
Задания под цифрой 4 имеют общее название ^ Закончи рисунок. Здесь ребенок может:
- дорисовать картинку по точкам;
- найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);
- раскрасить картинку;
- найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква).
Игры с наглядными пособиями (обе тетради). Закреплению знаний о новом звуке и новой букве способствуют игры и задания под общим названием Посели букву в домик.
Два вида домиков — для согласных и для гласных — изображены вверху листа. Знакомясь с очередной буквой, ребенок вписывает ее в соответствующую клетку домика — «поселяет в домик». К концу занятий оба домика оказываются заселенными буквами в определенном порядке: в одном подъезде первого домика «живут» гласные первого ряда (А, У, О, Э, Ы, в другом — гласные второго ряда (Я, Ю, Ё, Е, И); во втором домике один подъезд отведен для звонких согласных, другой — для глухих и т. д.
Мы с детьми сначала прописывали буквы, потом клеили буквы.
Примечание. Поскольку предполагается определенная система расположения букв в домиках (соседство парных согласных и т. д., взрослый должен сориентировать ребенка при вписывании первых букв.
В этих играх используются три неваляшки — «хозяйки домиков». Они помогают ребенку запомнить, что согласные бывают твердыми и мягкими, что йотированные гласные смягчают согласные, а также усвоить звуковые схемы, выполнять фонематический анализ и синтез слов. Хорошо, если вы изготовите плоскостные фигурки для этих игр.
Каждая неваляшка имеет определенный цвет, соответствующий характеру звуков: красная обозначает гласные, зеленая — мягкие согласные, синяя — твердые согласные. Неваляшки имеют передний и задний карманы. В них находятся карточки с разноцветными буквами — «ключики». Цвет букв на карточках соответствует цвету неваляшки, в кармане которой они лежат.
В карманах красной неваляшки находятся гласные буквы. В переднем кармане — гласные первого ряда (А, У, О, Э, Ы, в заднем кармане со звездочкой (*) — гласные второго ряда (Я, Ю, Ё, Е, И). Гласные второго ряда представляем ребенку как буквы-волшебницы. Это связано с тем, что они смягчают предшествующие согласные (МЮ, ПЯ и т. д.).
В карманах синей и зеленой неваляшек находятся согласные буквы. На переднем кармане этих неваляшек нарисован колокольчик. Он обозначает звонкость согласных. В заднем кармане (без колокольчика) — глухие согласные. С этими пособиями проводятся следующие игры.
Красная Синяя Зеленая
(гласные) (твердые согласные) (мягкие согласные)
I. «Посели букву в ее квартиру»
Цели. Закрепляем знания об изученных звуке и букве. Учим определять левую и правую сторону предмета (выбор левого и правого «парадного» домика, отсчитывать этажи (счет по порядку, начиная снизу, объяснять выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Предварительная работа. Объясняем ребенку, что в карманах у неваляшек лежат ключики от квартир для букв (это карточки с цветными буквами). С помощью неваляшек закрепляются знания детей о твердых и мягких, звонких и глухих согласных, о том, что йотированные гласные смягчают предшествующие согласные.
Ход игры. Ребенку даем карточку с черным изображением изучаемой буквы. Предлагаем ему выбрать необходимый для нее домик и «парадное». Затем объясняем, что в квартиру нельзя попасть без ключа. Ключи находятся у хозяек домиков — неваляшек. Ребенок выбирает неваляшку и карман, в котором находится буква-ключик. Все свои действия он объясняет, отвечая на вопросы: Почему выбран именно этот домик и это парадное? Почему эта неваляшка? Почему передний или задний карман? После нахождения буквы-ключика ребенку называется этаж и квартира в правильно выбранном домике и парадном. Найдя «квартиру» буквы, ребенок вставляет в нее карточку с черной буквой.
После игры с плоскостными пособиями предлагаем ребенку выполнить задания в рабочей тетради:
- ^ Впиши букву в окошко домика;
- Раскрась неваляшку (неваляшек, определи, какой карман — задний или передний — нужен для этой буквы.
Выполняя задания, ребенок объясняет свои действия.
II. «Буква потерялась»
Цели. Закрепляем знания о звуке и букве. Тренируем зрительную память ребенка.
Ход игры. Эта игра является усложненным вариантом предыдущей. Ребенку уже известно место буквы в домике. Незаметно вынув карточку с буквой из домика, просим ребенка найти нужный домик, неваляшку с нужным ключиком, этаж и квартиру для буквы, объясняя по ходу выполнения задания свои действия.
III. «Назови соседей буквы»
Цели. Закрепляем знания о звуке и букве. Учим ребенка понимать и правильно употреблять слова и словосочетания, обозначающие местоположение: над, под, слева от, справа от, между. Учим понимать сходство и различие парных согласных (они одинаковы по артикуляции, но звонкие произносятся с участием голоса, а глухие — без голоса).
Ход игры. Ребенок должен назвать соседей заданной буквы и объяснить, почему именно они будут ее соседями. Варианты заданий могут быть разные, например:
^ Назови букву, над которой живет буква Я, а слева от которой — буква У. (Ответ: буква Ю);
Какая буква живет между буквой Л и буквой Ж? (Ответ: буква Н).
«Разноцветные слова»
Цели. Тренируем ребенка в звуко-буквенном анализе и синтезе слогов и слов. Закрепляем знания о звонких и глухих, твердых и мягких согласных, о смягчении согласных гласными- «волшебницами».
Ход игры. В игре используются разноцветные неваляшки и карточки с буквами из их кармашков. Ребенок выкладывает предложенные слова из букв-ключиков, объясняя при этом, почему взята буква такого цвета, почему он искал букву именно в этом кармашке. Начинать эту игру следует с более простого варианта — звуко-буквенного анализа и синтеза слогов.
Усложненным вариантом игры будет написание («печатание») ребенком слов разноцветными ручками о объяснением выбора цвета букв.
V. «Разложи буквы по кармашкам неваляшек»
Цели. Проверяем и закрепляем знания ребенка о звуках.
После знакомства со звуком и буквой следует ряд игр (под номерами 5—7 в обеих тетрадях, целью которых является:
- сделать устойчивыми знания детей о звуке и букве;
- тренировать в различении артикуляционно (по произношению) и акустически (по звучанию) схожих звуков;
- закреплять образ буквы и тренировать в различении букв с похожими элементами;
- обучать элементам грамоты;
- тренировать в правильном употреблении грамматических форм;
- активизировать словарь детей, опираясь на систему лексических тем, которые должны быть изучены в соответствии с программой детского сада по родному языку.
Последовательность лексических тем, предложенная в рабочих тетрадях
1. Ягоды (лесные и садовые)
2. Грибы (съедобные и несъедобные)
3. Осень
4. Овощи и фрукты
5. Труд крестьян осенью
6. Деревья (лиственные и хвойные)
7. Сезонная одежда, обувь, головные уборы
8. Перелетные птицы
9. Дикие звери наших лесов
10. Домашние животные
11. Зима
12. Зимующие птицы
13. Домашние птицы
14. Зимние забавы
15. Новогодний праздник
16. Животные Севера
17. Дом, в котором ты живешь
18. Мебель
19. Электроприборы (правила безопасности)
20. Посуда
21. Магазин
22. Продукты
23. Транспорт
24. 8 Марта
25. Твоя улица. Город, в котором ты живешь
26. Весна
27. Семья
28. Профессии
29. Животные жарких стран
30. Цветы
31. Рыбы
32. Школа
33. Насекомые
Спасибо за внимание!