Кулиева Мафият
Формирование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание играет важную роль в развитии наших детей, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания ребенка необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности.
Что включает в себя самообслуживание детей дошкольного возраста (5-7 лет?
В этом возрасте должны быть
сформированы определенные навыки
самообслуживания, самоорганизации и
личной гигиены:
Прием пищи: умение верно
Публикация «Формирование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
пользоваться столовыми приборами
(ложка, вилка, есть аккуратно, бесшумно,
сохраняя правильную осанку за столом,
убирать посуду после еды;
начальные навыки культуры поведения за
исследование навыками раздевания и
снимать и одевать обувь,
завязывать и развязывать шнурки на
обуви, аккуратно застегивать «молнию»,
одевать и снимать одежду (колготки,
шорты, брюки, куртку, пальто, шапку,
Гигиена тела: мыть руки и лицо,
оттирать их насухо полотенцем,
правильно пользоваться мылом, зубной
щеткой, расческой перед зеркалом,
ухаживать за ногтями с помочью щетки,
пользоваться носовым платком по мере
Навыки опрятности :
пользоваться горшком, туалетом;
Гигиена быта: умение наводить и
поддерживать порядок в шкафах. в своей комнате,
приводить в порядок свои вещи
(складывать одежду, вешать её на
вешалку, соблюдать порядок в своём
шкафу, полках, содержать обувь в
держать в порядке игрушки,
Рекомендации родителям:
Обучение конкретным навыкам
самообслуживания следует начинать с показа
на любимых игрушках ребенка, постепенно
переходя к прямому обучению детей.
Чтобы дети могли принять участие в этих
процессах, он должен освоить определенные
действия и их последовательность.
Приведем пример:
Каждое утро (а так же после прогулки и
вечером) ребенок должен мыться (мыть
лицо, руки, шею, уши). Сначала надо
отлично вымыть руки с мылом под струей
воды из-под крана. Руки следует намыливать
один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо снести мыльную пену,
проверить чистоту ногтей. Затем уже
чистыми руками мыть лицо, шею, уши.
умывания следует вытереться насухо чистым
У ребенка должно быть свое
Если полотенце осталось чистым
после того, как ребенок вытерся, значит, он
умылся хорошо.
В процессе прямого изучения произнесите
ребенку коротко и четко, что вы от него
Указание произносите, когда ребенок
смотрит на вас.
При необходимости покажите ребенку это
действие сами. Показ должен быть
неторопливым, четким и последовательным.
После объяснения и показа, возьмите
своими руками руки ребенка и проделайте
вместе с ним нужное действие.
Во время независимого выполнения
действия ребенком, исправляйте его
корректно, поддерживайте его, спокойно
говорите о том, что необходимо сделать
именно сейчас («Давай есть медленно»,
«Говори, пожалуйста, тише»)
Помните, что скорость формирования
навыков самообслуживания зависит от
индивидуальных особенностей ребенка, типа
нервной системы, от скорости запоминания,
семейного отношения к чистоте и опрятности.
В успешном формировании навыков
самообслуживания большое значение имеют
условия (удобная одежда, обувь,
в шкафах необходимо выделять
для ребенка нижние полки для удобства,
отдавать предпочтение одежде без лишних
застежек и легких в одевании, это касается и
Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то,
с чем он может справиться сам. К вечеру дети
устают и их действия становятся
Важно при формировании любого навыка,
обучать детей определенным действиям, при
этом делать эти действия, неоднократно
Например, одевание штанишек может
выглядеть так:
- сядь на стульчик;
- возьми штанишки обеими руками за поясок;
- подними ножку и вдень ее в одну штанину;
- поставь ножку на пол;
- подними вторую ножку и вдень ее в другую
- встань и подтяни штанишки обеими руками.
Главное условие при формировании
навыков самообслуживания – это постоянное
подбадривание и поощрение. Не забывайте
давать положительную оценку действиям
ребенка – они дают ребенку чувство радости
и подкрепляют его уверенность в том, что он
может, и умет сам что-то делать. Но важно и
не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за
правильно выполненное дело.
различные способы сказать ребенку, что у
него все получается: «Очень хорошо»,
» и т.
При формировании навыков
самообслуживания у детей развивается
самостоятельность, трудолюбие,
аккуратность, бережное отношение к вещам,
культура поведения.
Воспитание навыков
самообслуживания у детей –
это длительный процесс,
требующий от взрослых, в
первую очередь, терпения.