Тамара Рычкова
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Учимся раздеваться, одеваться
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжаю делиться опытом по трудовому воспитанию детей раннего возраста.
Программные задачи трудового воспитания, связанные с самообслуживанием : Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
В одевании и раздевании дети первоначально проявляют большую беспомощность.
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Учим малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определё нную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду.
Одеваемся мы быстро
Умываемся мы чисто.
Так опрятны, аккуратны!
Всем смотреть на нас приятно.
Кроме объяснений и показа, используем карточки-схемы «Раскладывание одежды на стульчиках для мальчиков и девочек».
Одеваемся на прогулку
Надеваем шапочки,
Надеваем курточки,
Застегиваем пуговички,
Один, два, три, четыре, пять
Мы готовы все гулять.
Учимся складывать одежду пополам-пополам.
В приемной комнате схемы складывания одежды в шкафу и лента последовательности одевания зимней одежды.
Вот какой порядок должен быть в шкафу. Кофта, штанишки, колготки вывернуты налицо, сложены пополам-пополам, лежат внизу. Детей приучаем не разбрасывать вещи, что одевать сначала, что потом, как пополам-пополам после прогулки складывать вещи.
Порядок в шкафчике! Красиво!
Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, знакомим их с этим процессом при рассматривании картинок, рассказываем поучительные истории «Сегодня утром я на полу нашла варежку, она плакала». Обыгрываем игровые ситуации, имеющие дидактический характер «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Мишкин чемодан», игра-упражнение «Что умеют наши ручки».
Используем художественное слово.
Вот и шубка на плечах,
Рукавички на руках,
Теплый шарфик на груди.
Все готово, выходи.
Я умею обуваться, если только захочу.
Я и маленького братца обуваться научу.
Вот они сапожки. Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Кто в обновку нарядился, чья дочурка – баловница?
Таня – вот кто!
Используем приемы моделирования.
Беседы с использованием схем на тему «Наша группа» о последовательности одевания. Игра «Что сначала, что потом» - последовательность одевания одежды по сезонам.
Мы провели большую работу по наполнению развивающей среды.
Систематизировали потешки и стишки по блокам,
подобрали художественные произведения.
Тематические альбомы, фотографии,
подборки предметных и сюжетных картинок.
Пособия для упражнения детей в расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков: «Одежда для куклы», «Застегни сандалики», «Зашнуруй сандалики», «Застегни пуговицу, липучку, молнию», «Подбери рукавицу».
Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому мы продумали комплекс мероприятий по работе с родителями: провели анкетирование, групповое собрание «Я сам», оформили тематические папки-передвижки, папки-раскладушки:
«Воспитание у детей младшего возраста навыков самообслуживания». «Практические советы родителям», «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста».
Рекомендации «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания», «Как развить у ребенка навыки самообслуживания».
Оформили Уголок «Советуют специалисты»,
В Папку «Есть вопрос? Спросите?» подготовили ответы «Навыки самообслуживания», «Памятка для родителей».
Используем интернет пространство для привлечения родителей к совместной деятельности (такая форма их активизирует, они активнее принимают участие в изготовлении пособий и игр.
Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво и знание, как нужно поступать, и даже умение делать это правильно, не всегда влечет за собой желаемое поведение, работа по формированию навыков самообслуживания не прекращается, проводится и будет проводиться весь год.
Будем осуществлять постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону актуального развития, когда трудятся самостоятельно.
Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.
Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.
Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.