Папки-передвижки

Консультация для родителей «Звукопроизношение. Как отличить возрастные особенности речи от патологических нарушений»

Екатерина Сушкина
Консультация для родителей «Звукопроизношение. Как отличить возрастные особенности речи от патологических нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок осваивает правильную артикуляцию звуков родного языка постепенно. Первые звуки, которые мы слышим от ребенка это гуление и лепет. На этом этапе ребенок изучает возможности своего речевого аппарата и в результате у него получаются звуки характерные для всех языков мира. Наблюдая за реакцией родных, слушая их речь, ребенок пробует повторить звуки и постепенно осваивает правильную артикуляцию звуков родного языка. Те звуки, которых в родном языке нет подкрепления не находят и пропадают.

Звуки лепета являются своеобразной «пробой пера», если ребенок прекрасно «рычал» в год это не значит, что он уже освоил звук Р и будет успешно им пользоваться в дальнейшем.

Публикация «Консультация для родителей „Звукопроизношение, Как отличить возрастные особенности речи от патологических нарушений“» размещена в разделах

На следующем этапе ребенку предстоит освоить правильное произношение уже не всех доступных человеку звуков, а лишь звуков русского языка. Ученые определили последовательность появления звуков в речи ребенка:

1-2 года А,О. Э,П,Б,М

2-3 года И,Ы,У,В,Ф,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й

3-4 года С,З,Ц

4-5 лет Ш,Ж,Ч,Щ

5-6 лет Р,Л

Звуки усваиваются ребенком через ряд заменителей, от более простых движений к более сложным. Успешность освоения правильной артикуляции зависит от уровня развития и нормальной работы органов слуха и артикуляции.

Параллельно ребенок осваивает слоговую структуру слова, расширяет свой словарный запас и учится строить фразы.

Если что-то пошло не так…

На что могут обратить внимание родители:

-лепета не было, или почти не было

-в два года ребенок не говорил фразами

-в физическом развитии ребенок отстает от сверстников. Отмечаются нарушения координации движений. Ассиметрия мышц в т. ч. лица

-в четыре года речь ребенка все еще не понятна окружающим

-в пять лет ребенок выговаривает не все звуки

Так или иначе, ребенку поставили диагноз «дизартрия».

Дизартрия – это нарушение работы артикуляционного аппарата, вызванное нарушением его иннервации. Это значит, что по каким-либо причинам нервные импульсы к органам артикуляции не поступают или поступают в искаженном виде.

Откуда что берется?

Чаще всего причины подобных нарушений следует искать истории развития ребенка. Негативно влияют: патологии беременности (токсикозы, диабет, угроза невынашивания, и др.)острые и хронические заболевания матери, травмы и воздействие на плод вредных веществ, осложнения в течении родов (стимуляция, медицинские манипуляции, патологическое течение родов, а также перенесенные ребенком заболевания.

Что дальше?

Проблемы с речью крайне редко ограничиваются недостатками звукопроизношения, поэтому следует также уделить внимание таким вопросам как:

- здоровье ребенка (наблюдение специалистов, укрепление иммунитета, общее физическое развитие, создание благоприятных условий для развития ребенка,

- развитие общей и мелкой моторики

- стимуляция познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка

Ребенок начал заниматься с логопедом.

Занятия по постановке правильного звукопроизношения включают в себя разные виды деятельности и подчиняются нескольким правилам:

1. Во всем нужна подготовка. В нашем случае это артикуляционная гимнастика.

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:

- рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;

- показ взрослым упражнения;

- выполнение упражнения ребенком перед зеркалом;

- контроль взрослого за выполнением упражнения, исправление ошибок;

- выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.

Следует помнить: как для любой гимнастики эффект гарантируют только регулярные и правильно выполненные упражнения.

2. Постановка звука. «Всему свое время и место»

Последовательность появления звуков в речи определяется готовностью артикуляционного аппарата ребенка к выполнению тех или иных движений. Существует множество приемов постановки звуков и какой из них подойдет именно вашему ребенку покажут только практика и время.

Следует помнить: Сами собой звуки в речи не появляются, ребенок из логопедической группы с этой задачей самостоятельно справиться не может.

3. Автоматизация звука. «Кто не работает, тот не говорит»

И так звук получен, но для того, что бы ребенок начал свободно им пользоваться он должен закрепить новый и пока не совсем для него удобный способ произнесения этого звука. Теперь предстоит самый долгий и трудный этап – автоматизация.

Традиционно осваивать новый навык предлагается на постепенно усложняющемся речевом материале. Сначала это слоги из двух звуков, затем из трех, короткие слова, более длинные слова, фразы, предложения, тексты. Длительность этого этапа всегда непредсказуема.

Что поможет: регулярные занятия.

Выполнение домашних заданий.

Правильный речевой образец (повторите за ребенком слово с автоматизируемым звуком, выделив нужный звук.

Избегайте фраз: «Скажи правильно» «Делай как учили» «Ты же умеешь» «Ну -ка повтори как надо»)

Следует помнить, что нарушение процесса, длительные паузы в занятиях, проблемы со здоровьем ребенка могут вызвать откат назад вплоть до полной потери навыка. Если с ребенком занимается только логопед, родители не выполняют домашние задания значительно снижается эффективность логопедической работы.

4. Дифференциация «Почувствуйте разницу».

В русском языке много звуков похожих по тем или иным признакам (например по способу образования) и теперь, когда ребенок научился произносить новый звук ему необходимо понять, чем же этот звук уникален. В различении звуков нам помогают ощущения от органов артикуляции и особый вид слуха – фонематический слух. Благодаря фонематическому слуху мы различаем слова мышка-миска, а ощущения помогают правильно их произнести. На этапе дифференциации (параллельно с автоматизацией) мы привлекаем внимание ребенка к отличительным признакам «нового» звука и учим отличать его от других в собственной речи и речи окружающих. Дифференцировать звуки учимся в той же последовательности, что и автоматизируем.

Сушкина Е. М.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика в ДОУ Артикуляционная гимнастика в ДОУ Подвижность и точность работы органов артикуляции являются одними из главных условий правильного звучания.

Когда ваш ребенок заговорит Овладение речью – это сложный и многосторонний психический процесс. На появление речи и ее развитие влияет большое количество факторов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Звукопроизношение. Как отличить возрастные особенности речи от патологических нарушений»
Опубликовано: 29 марта 2015 в 16:02
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Звукопроизношение. Как отличить возрастные особенности речи от патологических нарушений»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Сушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД