Зоя Пашина
Когда ваш ребенок заговорит
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение речью – это сложный и многосторонний психический процесс. На появление речи и ее развитие влияет большое количество факторов.
Речь начнет формироваться только тогда, когда у ребенка достигнут определенного уровня развития головной мозг, слух и артикуляционный аппарат. Но даже при том, что речевой аппарат достаточно развит, сформирован мозг, физический слух в норме, ребенок никогда не заговорит без речевого окружения. Он учится, подражая взрослым, звукам и словам, которые они произносят. Но этого также недостаточно для того, чтобы полноценно пользоваться речью в различных ситуациях. Именно поэтому очень важна языковая способность ребенка.
Публикация «Когда ваш ребенок заговорит» размещена в разделах
Конечно, ребенок учится говорить постепенно, выговаривать звуки правильно ребенок сможет тогда, когда произносительные органы будут в состоянии принять соответствующее положение, иметь достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании того или иного звука.
Чтобы произносить одни звуки, требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. В соответствии с этой закономерностью дети сначала усваивают легкие для произношения звуки, а позднее у них появляются другие, более сложные в артикуляционном плане. Чтобы усвоить правильное произношение звуков, нужно достаточно длительное время, при этом не для всех детей это время будет одинаковым.
Речь развивается по определенным закономерностям, они выражаются в постепенности процесса. Сначала происходит развитие тех отделов речевого аппарата, которые участвуют в речевом акте. На следующем этапе идет развитие понимания речи, ведь именно на его основе появятся первые слова. Переход к фразе происходит с достаточным накоплением нужного количества слов. А последний этап характеризуется развитой, правильно оформленной грамматически монологической речью, четким и внятным произнесением звуков и слов.
На первом году жизни ребенка в 2-3 месяца появляется гуление, малыш как бы «пропевает» звуки, «пробует их на язык». В 3-4 месяца появляется лепет, маленький человечек уже не просто бессмысленно перебирает звуки, а повторяет именно те, которые чаще слышит, это выглядит как произношение ряда слогов. Первые слова появляются от 8 до 14 месяцев, а у некоторых и позднее. Запас слов у годовалых детей колеблется от 2-3 до 15-20.
На втором году в речи появляется фраза, но большинство их построены неправильно и не всегда понятны. Хоть к концу второго года речь и становится основным средством общения, но она еще далека от совершенства.
И наконец, на третьем году жизни малыша идет интенсивное накопление словарного запаса, в своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, ребенок овладевает элементарными грамматическими навыками своего языка. Но произносительная сторона речи недостаточно сформирована.
Примерно так развивается речь детей до трех лет. Хотя нельзя не обратить внимание и на индивидуальные особенности ребенка, на особенности темперамента, на речевое окружение. Но если ваш ребенок не говорит уже и после трех лет – это повод обратиться к специалисту, если не за помощью, то хотя бы за консультацией, что бы логопед определил – есть ли повод для беспокойства и решительных действий.
учитель-логопед - Пашина З. В.