Светлана Кацер
Консультация для родителей «Возрождение традиции семейного чтения в современном мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём в век, когда компьютер с каждым днём занимает всё большее место в жизни человека. И это хорошо, потому что компьютерные технологии во многом упрощают жизнь и работу людей. Но у каждой медали две стороны.
Становится очень грустно, когда везде: в транспорте, в магазине, в школах – твой взгляд упирается в детей и молодых людей, «нависающих» над своими гаджетами. Социальные сети, компьютерные игры, ю-туб – далеко не полный список того, что так привлекает подрастающее поколение.
И приходят воспоминания из своего детства, в котором друзьями были книги.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В чём же разница? Ведь и книги, как и компьютерные игры, могут быть злыми и добрыми, безвкусными и прекрасно написанными. Увлёкшись книгой, как и компьютерной игрой, тоже можно провести всю ночь напролёт за чтением, пытаясь её скорее дочитать. Может быть проблема только в правильности выбора или во вкусе человека? Нет, конечно же, нет!
Чтение книги – это всегда развитие души человека, развитие его личности. Литературные произведения вводят читателя в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, переживаний, отношений, поступков, мыслей, характеров. Они учат вглядываться в человека, видеть и понимать его, они воспитывают в нас человечность. Для сравнения скажу, никогда не видела ребёнка, который пройдя очередной уровень в компьютерной игре, захотел бы стать добрее или благороднее, как это бывает после прочтения хорошего произведения.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого, а точнее, родителя – ввести ребенка в прекрасный мир книг и чтения.
К сожалению, современные родители очень часто забывают, что именно они – те первые взрослые в жизни ребёнка, от которых зависит, состоится ли первое знакомство их детей с книгой и насколько оно будет плодотворным и продолжительным.
Возможно, «хорошо забытым» подходом в организации детского чтения сможет стать возрождение традиций семейного чтения. Да, именно, семейного, так как в детстве для ребёнка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье Для него семья – источник самых трепетных эмоциональных переживаний. Одним из источников таких переживаний, которые не только формируют личность ребёнка, но и способствуют более тесному общению между детьми и родителями, может и должно стать совместное семейное чтение.
Раньше семейные чтения собирали вокруг литературного произведения взрослых людей и дети до определённого возраста не допускались туда. Затем родители стали читать и детям.
В нашей же семье вокруг книги собирается вся семья: и дети, и взрослые. Как же хотелось моей маленькой дочери участвовать в чтении, а не быть просто пассивным слушателем. В 4 года она начала учить буквы, а в 4,5 года – читать. В 5 лет она уже полноценно участвовала в прочтении книг, читая по слогам. Но как сияло её лицо в это время! Семейное чтение стало для неё мощнейшим стимулом для обучения грамоте.
Во многих семьях есть прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Хотя некоторым детям и нравиться слушать на сон грядущий захватывающие приключения, большинство детей предпочитают спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Повторение знакомой истории даёт малышу ощущение стабильности, помогает расслабиться.
Необходимо насыщать литературный репертуар ребёнка поэтическим чтением. Хорошие стихи сродни музыке. Поэзия даёт возможность насладиться красотой слова и ритма, окунуться в чистоту чувств. Современные педагоги-пренатологи советуют читать поэзию ещё до рождения малыша. Но не стоит ограничиваться чтением на ночь. Используйте для этого все имеющиеся у вас возможности.
Как же сделать семейное чтение желанным и интересным, как помочь полюбить его детям?
1. Для этого покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
2. Вспоминая с ребёнком то, о чём вы читали, поиграйте с ним: намеренно исказите содержание прочитанного, чтобы проверить, как ваш малыш запомнил текст. Уверяю вас, в следующий раз рядом с вами будет очень благодарный и внимательный слушатель.
3. Рассказывайте детям интересные и запоминающиеся истории из жизни авторов книг.
4. В знакомых произведениях взрослый может читать от лица автора, а ребёнок изображать сказочных героев. Впоследствии можно перейти и к постановке домашних кукольных спектаклей.
5. Отражайте впечатления от прочитанного в рисунках. В нашей семье после прочтения очередной книги мы устроили аукцион. Дети нарисовали рисунки по содержанию произведения. Затем собрались взрослые, держа в руках свои кошельки. Начался торг. Все рисунки за символическую цену нашли себе новых хозяев. Взрослым было очень весело, а дети, кроме веселья, ещё и собрали небольшую сумму денег себе на мороженое.
6. Иногда книги заканчиваются не так, как нам хотелось бы. В таком случае можно придумать собственное окончание сказки или рассказа. А можно придумать и другое начало. Это тоже интересный творческий процесс.
7. Обязательно читайте сами. Если ребёнок с малых лет видит читающих родителей, то он будет бессознательно копировать их модель поведения, и, скорее всего, сам пристрастится к литературе.
8. У ребёнка обязательно должен быть свой уголок, место для книг. Подбирать репертуар важно согласно возрасту юного читателя, но необходимо пополнять его и изданиями, купленными «наперёд». Так вы будете стимулировать малыша к чтению, ведь всё новое притягивает детское внимание.
Дорогие родители! Стараясь привить своим детям желание читать книги, играйте с ними, выдумывайте, творите. Дети входят в мир книги ещё совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот мир для них обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой, полюбят ли они читать настоящую, большую литературу. Результат стоит усилий с нашей стороны. Ведь читающие дети – это умные дети из счастливой семьи!