Любовь Копытова
«Сберечь радость чтения». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Сберечь радость чтения
Скажите, дорогой читатель, вам мама и папа читали на ночь книжки? Нет? Мне жаль вас. Никакое телевидение, никакой Интернет, никакие компьютерные игры не восполнят этого пробела. Знаете почему? Да потому, что они лишают вас воображения. Они не дадут вам возможности сочинить «своего» дАртаньяна, Тома Сойера или Конька-Горбунка, они покажут их вам во всех деталях, раз и навсегда покончив с вашими придумками. В итоге они отучат вас не только читать, но и писать, они лишат вас ощущения красоты языка, представления о стиле и знаках препинания.
Владимир Познер.
Публикация «„Сберечь радость чтения“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствует свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Именно в этом возрасте начинает складываться начитанность: ребенок должен прийти в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. И только книга сможет это сделать. Хочется предложить несколько советов, как поддержать у ребенка интерес к чтению.
• Наполните день ребенка потешками, прибаутками уговорками, приговорками.
• Введите ритуал чтения перед сном. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну.
• Читайте детям всегда, когда есть возможность6 перед обедом, после полдника, на прогулке или дома в плохую погоду. Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем ало времени, читайте хоть пару страничек в день.
• Не бойтесь читать детям «толстые» книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение с продолжением способствует развитию памяти и внимания, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с полюбившимися героями.
• Научите ребенка беречь книги. Объясните и покажите на собственном примере, какие правила нужно соблюдать:
- нельзя делать в книгах пометки, надписи, рисунки;
- следует пользоваться закладкой, а не загибать листы;
- не следует читать во время еды;
- класть книгу можно только на чистый стол;
- книги нужно хранить в определенном месте;
- необходимо вовремя «лечить» «больные» книги.
• Обсудите с вашим ребенком прочитанную книгу:
- объясните пред чтением или во время чтения трудные слова;
- спросите, понравилось ли произведение и чем, что нового, интересного он узнал;
- спросите, какие слова и выражения запомнились;
- предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите вместе с ребенком этот отрывок, следите, чтобы он изображал голосом персонажей произведения.
• Если у вас есть большое желание, можно читать ребенку с самого рождения. Новорожденный не понимает смысла прочитанного, но прекрасно различает интонацию, ритм и кроме того, воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к чтению.
• Примерно с года (а при желании и раньше) можно читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать характерными жестами.
• Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.
• Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Ваша задача – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.
• Простейшие книжки можно делать самостоятельно: вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говориться в книгах, имеет отношение к реальной жизни, и формирует бережное глубоко личное отношение к книге вообще.
Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый читает более эмоционально, создавая у ребенка живое представление о написанном, и к тому же он объясняет малышу непонятные слова и эпизоды. А главное – такое чтение очень сплачивает.