Наталья Куделькина
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6–7 лет»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Уважаемые родители! Знание основных возрастных особенностей детей подготовительной группы позволяет не только оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с потенциальными возможностями. Рассмотрим, какие изменения происходят в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии будущего первоклассника.
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7
годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у
взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные. В 6 –
7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета,
суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела
используется как показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся,
не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат
дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а
долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки,
деформациям грудной клетки и т. п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты
мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг
пальцев.
В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы,
совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная
учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой
системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа
сердца.
В этом возрасте происходит завершение процессов развития и
преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и
других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.
Несовершенна нервная регуляция движений. Основной контроль в этом
возрасте принадлежит зрению. Дети тщательно, со старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, им трудно проводить параллельные линии. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем
пытаться писать в узкой строке. К 6 годам дошкольники достаточно легко
копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдают размеры и
пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными, снижается или
почти совсем исчезает тремор (дрожание линии, более правильными и
завершенными становятся овалы.
6 - 7 лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже
достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей
нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно
важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего,
зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии
становления. Нарушения любых гигиенических требований к обучению:
неправильная или недостаточная освещенность, неудачное положение
тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная
поза – очень быстро приводят к нарушению зрения. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с помощью зрения. У него существенно возрастает острота зрения, повышаются точность и тонкость различения цветов и оттенков.
К 6 годам совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут
различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп.
Уровень развития основных психических процессов лежит в основе
интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной
программы начальной школы.
К 6-7 годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие
основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память,
мышление, речь, произвольность. Дети этого возраста способны
воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если
поставлены цель и четкая задача действия. Движения детей седьмого года
жизни отличаются достаточной координацией и точностью. Дети хорошо
различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма.
Возрастает возможность пространственной ориентировки, заметно
увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных
упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей
вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают
воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы
мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
Гигиенические навыки у детей 6-7 летнего возраста становятся
достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за
своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и
аккуратными, причесываться.
Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем
поведении: элементарные правила безопасности; сведения о некоторых
возможных травмирующих ситуациях; важности охраны органов чувств
(зрения, слуха); некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб,
порез, ссадина); правилах поведения в обществе в случае заболевания (при
кашле, чихании прикрывать рот, отворачиваться, не пользоваться общей
посудой с заболевшим); некоторых правилах ухода за больным (не шуметь,
выполнять просьбы, предложить чай, градусник и т. п.).
6-7 лет — время активного социального развития детей. В этот период
начинает складываться личность с ее основными компонентами. Дети
перестают быть наивными и непосредственными, часто они пытаются
скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.
Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в
сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Формируются
личностные особенности ребенка, становятся более выраженными
индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется
характер. Дети стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при
неудаче. Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых. В
возрасте 6-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают
основные правила общения. Для детей этого возраста характерны
познавательные интересы, установление и сохранение положительных
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных
достижений, признания, самоутверждения.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть
сформировано наглядно-действенное мышление, которое является
необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-
образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе.
Развитие произвольности – является одним из основных показателей
готовности к школе. У детей - дошкольников выделяют следующие
показатели развития произвольности: они способны к волевой регуляции
поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил,
проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Однако, каждый ребенок индивидуален. Он имеет свои темпы
биологического развития. На его развитие влияют как внешние
(социокультурные, экологические, педагогические, так и внутренние
(генетические, биологические и т. п.) условия. Если условия благоприятны, то ребенок развивается, и имеет показатели развития, описанные выше. Если условия для развития ребенка неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие и сформированность отдельных показателей.
Подборка игр для детей старшего дошкольного возраста для коррекции
произвольности, и внимания.
Одна из главных проблем в процессе развития детей дошколят — это
неусидчивость, не способность фокусировать длительное время свое
внимание. Дети в возрасте 5-6 лет часто страдают неумением удерживать
внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Любой процесс
обучения переходит в пытку. Ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не
может запомнить необходимую информацию. Умение сосредоточить своё
внимание играет огромную роль. Поэтому особенно важно использовать
возраст 5-6 лет для развития внимания у детей. Это развитие является одним
из основных для подготовки детей к школе. Развивать внимание так же
важно, как и обучать чтению и письму.
Внимание – это сосредоточение сознания на каком – либо внешнем объекте.
Это может быть что угодно – предметы, явления, отношения, чувства, или
внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо
объекте необходимо приложить усилия, и собрать восприятие на чём-то
одном. Внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения
огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек
не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую
главную и нужную информацию.
Зеваки
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение
умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются,
хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не
успевает выполнить задание, выбывает из игры. Важно добиться
синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно
изменить (3 притопа, поворот вокруг себя, 1 хлопок)
Молчу - шепчу – кричу.
Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости
речи и поведения.
Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с
определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например,
когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом
и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во
время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы
поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать,
зеленый – кричать. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или
"шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим
занятиям.
Говори по сигналу.
Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции
Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу,
а только когда увидит условный сигнал, например, сложенные на груди руки
или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали
оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему
обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы
можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т. д.
Паузы следует чередовать – длинные с короткими.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные
цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом
расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах,
привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери, помогаете
ему обратить внимание на свое "я".
Слушай команду.
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне
друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются,
слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите
правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит
музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение
Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и
выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия
расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на
другой, более спокойный вид деятельности.
Слушай хлопки.
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном
направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны
остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны)
или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие
должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в
стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие
возобновляют ходьбу.
Расставь посты.
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать
внимание на определенном сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир,
который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в
ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все
остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом,
командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по
кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны
передвигаться бесшумно.
Прошепчи ответ.
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности
Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку,
пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Когда
поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори».
Задача детей - прошептать ответ. Вопросы:
• Какое сейчас время года?
• Как называется наш город?
• Как называется детеныш коровы?
• Сколько лап у собаки?
• Какие дни в недели выходные? И т. д.
Кулак – ладонь – ребро.
Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной
координации, коррекция импульсивности.
По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки,
ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем
взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое.
Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.
Пол – нос – потолок.
Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания
Психолог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает
на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а
затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети
должны быть внимательными и не ошибаться.
Литература для родителей.
Урунтаева Г. А. Детская психология - М. : Издательский центр «Академия»,
2010г.
Лободина С. Как развить способности ребенка. — СПб. : Питер,- 1997г.
Круглова Е. А. «Как помочь ребенку успешно учиться в школе». - СПб:
Издательство «Питер», издание 1 – 2004-128с.