Елена Польшина
Консультация для родителей по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста «Театр — школа искусства общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность, что так важно для социализации детей.
Публикация «Консультация для родителей по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста „Театр — школа искусства общения“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Консультации для родителей
- Общение с ребенком. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Многие дети разрешают конфликт с помощью силы, крика. Для малышей - это норма, так как они не знают общепринятых норм поведения. Недостаточно уделяют внимание этому вопросу и современные родители, зачастую ставя интеллектуальное развитие приоритетнее социального развития личности.
По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации к школе, у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот - развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка - снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Первостепенной задачей является необходимость способствовать детям адекватно вести себя в обществе. Каким же образом можно привить малышам осознанный, положительный опыт в общении с другими детьми? В процессе работы нашла ответ на этот вопрос. Театр – это школа искусства общения.
На протяжении ряда лет я работала по теме «От потешек к Пушкинскому балу». По мере знакомства с разными видами театра, музыкальными инструментами, ширмой, постепенно вводила детей в прекрасный мир - мир театра.
Кукла творит чудеса, она обучает, воспитывает, развивает, корректирует поведение, помогает ребятам расслабиться, снять напряжение, воспитывает чувство коллективизма, взаимопомощи, доброту, желание помочь другим, создает радостное настроение.
Говоря о театре, как высшей школе общения, я уверена, что театрализованная деятельность дает возможность разобраться в сложном мире взаимоотношений, воспитать в детях отзывчивость и коммуникативность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту. Благодаря специально подобранным театральным играм, этюдам, постановкам спектаклей, использования устного народного творчества, малыши приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Работа по театрализованной деятельности включает следующие блоки:
1 блок: «Мы - дружные ребята».
2 блок: «Ритмопластика».
3 блок: «Культура и техника речи».
4 блок: «Основы театральной культуры».
5 блок: «Работа над спектаклем».
Блок «Мы – дружные ребята» решает такие задачи как:
Формировать способность у детей выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.
В младшем возрасте основным содержательным компонентом является необходимость научить ребенка высказывать свои желания, развивать способность к сопереживанию.
С помощью кукольных персонажей привожу примеры способов разрешения конфликта, используя при этом вежливые слова.
В старшем возрасте ребенок, с опорой на поддержку взрослого, может решать, как ему поступить, предполагая последствия собственных действий. Огромное значение для развития навыков сотрудничества является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания, не ущемляя при этом достоинство и интересы другой стороны.
В тесном контакте с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре, мы проводим занятия по ритмопластике и решаем следующие задачи:
Развивать актерские и имитационные способности, пантомимические навыки, исполнительские умения, воспитывать доброжелательные партнерские отношения.
Задачи по блоку «Культура и техника речи мы реализуем совместно с учителем-логопедом: помочь детям сформировать четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). Для решения этих задач используются речевые игры, диалогические стихи, артикуляционная гимнастика, скороговорки, стихотворения, потешки.
В соответствии с темой также идет знакомство с «Основами театральной культуры».
Этот блок определяет ряд задач:
- приобщать детей к театральной культуре,
- знакомить с видами театра, с устройством театра, правилами поведения в театре.
Знакомство с материалом носит практический характер, т. е. проходит во время игр, работы над пьесой, посещения спектаклей, просмотра видеозаписей спектаклей.
Таким образом, на основе полученных представлений, мы подходим к блоку «Работа над спектаклем», где решаем такие задачи, как:
- создать условия для развития творческой активности детей при подготовке спектакля,
- развивать способности в овладении той или иной ролью.
В заключение хочу сказать, что от того, какие нравственные ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом.
Отрадно, что 2024 год объявлен в России «Годом семьи». Только в тесной взаимосвязи с родителями можно успешно решить задачи социального развития ребенка.