Елена Никитина
Дидактический тренажер для пальчиков «Тактильные дорожки» для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Полезный тренажер для пальчиков «Тактильные дорожки».
Воспитатель Никитина Е. А.
Мне хотелось бы начать с высказывания В. А. Сухомлинского:
«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Дидактический тренажер для пальчиков „Тактильные дорожки“ для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые дорожки и коврики. Шагаем пальчиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2024
Тактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира. Человек познаёт мир с помощью пяти органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Осязание или тактильная чувствительность дополняет наши представления о различных предметах.
Главная роль в осязании принадлежит коже. Здесь участвуют все виды кожной чувствительности, в том числе и тактильная. Тактильная чувствительность – это ощущение возникающее при действии на кожную поверхность различных механических стимулов.
Пособие «Тактильные дорожки».
Цель: создание условий в группе детского сада для сенсорного и познавательного развития детей.
Задачи: формировать умение обследовать поверхность подушечками пальцев и всей ладошкой; способность работать не спеша, сосредоточенно; развивать мелкую моторику рук, связную речь, способы ориентировки на плоскости; координация зрительных и тактильных анализаторов.
Пособие выполнено в двух вариантах. Из фетра и CD дисков с разными текстурными и фактурными дорожками, проходящими по центру. Дорожки выполнены из разного материала и расположены в разных направлениях. Дети должны с помощью пальчиков ощутить её текстуру, выбрать правильное направление, прийти к цели.
Сначала необходимо познакомить детей с героем на картинке. Можно загадать загадку или выучить с ребёнком стишок о нём. Рассмотреть цель, куда ему надо добраться. В ходе игры у детей формируется понятие, кто из животных что ест, где живёт.
Затем можно предложить такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов.
На первом этапе используем круглые тренажёры.
Задания:
- Проведи пальчиками по дорожке;
- Проследи глазами дорожку;
- Определи направление;
- Проведи по дорожке с закрытыми глазами.
Детям предлагается обследовать текстуру с помощью пальцев, рассказать какая поверхность на ощупь, правильно выбрать направление и провести по ней пальцем, это способствует развитию ориентировки на плоскости.
Пособие можно использовать по развитию речи, например, пока ребёнок ведёт пальчиком по дорожке, предложить ему использовать звукоподражание животному. Упражнять произносить на одном выдохе или с разной силой голоса. Можно проговаривать маленькие стихи или считалки.
Дети постарше могут с закрытыми глазами отгадать из какого материала сделана дорожка
На следующем этапе дети осваивают пальчиковые шаги, для этого я использую дорожки на прямоугольной основе:
1. Последовательные шаги, когда каждый палец по очереди наступает с одной пуговички на другую.
2. Шаги под счёт.
3. Шаги под маленькую песенку.
4. Приставные шаги.
5. Широкий шаг.
Во время таких упражнений развивается движение кисти и пальцев рук.
Дорожки можно использовать в рассказывании сказок, например «Теремок», где каждый персонаж идёт по своей дорожке.
С помощью пособия можно закреплять знания о временах года.
Игра помогает активизировать психические процессы у детей: мышление, внимание, воображение, восприятие, развитие мелкой моторики рук, ориентирование в пространстве, познавательное развитие.