Светлана Александровна Мажова
Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики или хороший графомоторный навык. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой, как правило, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, обладает хорошо развитым вниманием, воображением и памятью.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Что же такое графомоторика и графомоторный навык?
Самое простое объяснение: графомоторика – это способность держать ручку и писать. Чтобы успешно освоить навык написания, который необходим ребенку в школе, в первую очередь необходимо развить мелкую моторику мышц кисти и пальцев. Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т. д.
Задачи графомоторики включают:
- Правильное удержание ручки и карандаша;
- Точность в обведении линий; ритмичность движений;
- Правильный нажим ручки при письме;
- Зрительное восприятие заданного материала;
- Внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
- Двигательные навыки.
Развитие графомоторики у дошколят необходимо стимулировать, а для этого подойдут разнообразные игры и упражнения. Например, разрывание бумаги или "обрывная аппликация", активное использование ножниц, нанизывание бусин и бисера, застегивание и расстегивание кнопок и пуговиц, шнуровки, завязывание узлов, расстановка кубиков в определенной последовательности и порядке, застегивание и расстегивание пуговиц и кнопок, игры с пластилином, сгибание в технике оригами, плетение косичек на тренажёре, шнурование, завязывание узлов и, конечно же, рисование и раскрашивание всеми доступными средствами.
Графомоторные навыки включают в себя:
- Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
- Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
- Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
- Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим нужно определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Основные стадии развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста:
Дети 1-2 лет должны уметь:
- держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
- переворачивать страницы в книге (по одной);
- держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
- строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
Навыки детей 2-3 лет:
- уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы, чтобы достать оттуда содержимое;
- лепить из пластилина;
- складывать из бумаги простейшие фигурки;
- нанизывать большие бусы или пирамидку;
- правильно держать карандаш.
Навыки детей 3-4 лет:
- уметь вязать узелки;
- самостоятельно заправлять постель;
- рисовать фломастерами, мелками;
- обводить фигуры и штриховать (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
- происходит латерализация (определение ведущей руки).
Навыки детей 4-6 лет:
-застегивать молнии на куртке;
- самостоятельно завязать шнурки;
- обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
- разукрашивать рисунки, не выходя за контуры.