Баязитова ЮЛИЯ
Консультация для родителей «Современные педагогические технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Публикация «Консультация для родителей „Современные педагогические технологии“» размещена в разделах
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Основная цель технологии – это создание предметно – развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием в соответствии требованиям ФГОС.
Задачи:
1. организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;2. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;3. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;4. приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно - развивающей среды.
Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:
- В. А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;
- Н. А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;
- Л. Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;
- Е. О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.
Технология создания предметно – развивающей среды рассматривается – как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает – обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет – педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.
Среда должна выполнять информационную, стимулирующую, развивающие функции.
1. Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта. 2. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремление и способности. 3. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Развивающая среда в детском саду всегда подчинена принципам: Трансформированности — среду можно поменять: раздвинуть столы, передвинуть ковёр…
Полифункциональности- предмет можно использовать в разных видах деятельности.
Педагогической целесообразности- все предметы необходимы, количество их достаточно, каждому ребёнку будет, чем заняться.
Эмоциональной комфортности- есть возможность играть, общаться, познавать, достигать успеха.
Безопасности- обязательны сертификаты на игрушки, столы и стулья должны соответствовать росту детей (есть паспорт группы, мебель прикреплена, углы у столов закруглены.
Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.
В групповом пространстве расположены следующие центры:
*музыкальный центр. При рассматривании музыкальных инструментов на картинке у детей возникает множество вопросов: а из чего сделан, а какой он, а как звучит? Мы с родителями, с музыкальным руководителем постарались наполнить не только различными музыкальными инструментами, но и играми, альбомами для рассматривания. Дети с удовольствием выполняют задания или самостоятельно играют и даже создают не большие группы, где выступают в роли музыкантов.
*театрализованный центр. Дети – это творческая личность, которая стремится все время познавать что – то новое. И именно театр им позволяет примерить на себя роли разных героев. При постановке театра с резиновыми игрушками требуется только голос и движения рук, так при театре масок добавляются движения, мимика.
*игровой центр. Мальчики, как известно очень любят машины. В данной зоне расположены машины разной величины и направленности.
*центр конструктивных игр. Сейчас век передовых технологий, и немножко отходят в сторону игры с пластиковым конструктором, но на его место пришел не менее интересный и сложный конструктор – лего. Лего у нас группе разных размеров, от самого маленького, до крупного. Во время игры развивается воображение, мелкая моторика рук, дети учатся общению друг с другом, развивается умение договариваться и слышать своего соседа.
*физкультурный центр. Здоровье нужно закреплять и поддерживать с малых лет, в чем нам помогает наш уголок. Массажные коврики мы используем во время хождения босиком после тихого часа. Мячи, скакалки, кубики – для гимнастики утренней и во время образовательной деятельности. Также все атрибуты используем во всевозможных играх (подвижных, малоподвижных, дидактических, как предметы – заместители и т. д.)
*центр безопасности по правилам дорожного движения. Здесь расположена информация о правилах дорожного движения. Дидактические игры направлены на запоминание этих правил.
*центр дидактических игр. Дидактическая игра способна развить у ребенка не только познавательные умения и навыки, но и усидчивость, умение слушать и самому давать ответы (я так думаю, потому что). Разновидность игр подобрана в соответствии с возрастом.
*познавательный центр «Юный исследователь». Каждый ребенок – это исследователь. Ему интересно все. Исследовав какой – либо предмет, появляются вопросы, здесь возможно найти ответ на них. С помощью весов узнать вес, с помощью лупы рассмотреть, с помощью воды узнать тяжелый или легкий. Также с самой первой группы стараемся прививать ребенку любовь к природе, к комнатным цветам, учим ухаживать за ними, учим видеть красоту растений. На информационном поле расположены картинки с описанием месяца, с изменениями в природе.
*центр художественной литературы. Привлекает внимание детей своей красочностью, разнообразием книг, альбомов для рассматривания. Здесь дети смогут найти книгу, которая им понравиться, а воспитатель прочитает и вместе с ребенком или детьми обсудит и выяснит что понравилось, а что не очень. Также в книжном уголке расположена методическая литература для индивидуальной работы с ребенком.
*художественно – эстетический центр. Краски, кисти, карандаши, фломастеры манят детей возможностью отразить на чистом листе бумаги свои мысли. Также обеспечивают творческую самореализацию своего «Я». Здесь расположены альбом репродукций картин, альбомы для рассматривания природы родного края во все времена года.
*обучающий центр. Рабочая зона используется не только для проведения образовательной деятельности, но и для сюжетно – ролевой игры «Детский сад», для индивидуальной работы с детьми.
*центр ФЭМП. Этот центр создала с одной целью – привлечь внимание детей к математике. Расположила конверты для индивидуальной работы, дидактические игры, математические плазлы. Для организации работы с детьми использую художественную литературу: стишки, сказки, загадки. Дети с удовольствием принимают участие в работе, как с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности.
*речевой центр. В этот центре я расположила дидактические игры по развитию речи, картотеки дыхательной и артикуляционной гимнастики, методическую литературу.
*уголок для сюжетно – ролевых игр. Наполняемость этого центра позволяет детям играть в игры разной направленности. Это и «семья», и «больница», и «парикмахерская».
Технологический подход, то есть педагогическая технология гарантирует достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.