Ольга Мамонова
Консультация для родителей старших дошкольников «Альтернативные педагогические методики»
▼ Скачать + Заказать документы
Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь.
Б. Франклин
Несомненное преимущество авторских систем подготовки к школе - в опоре на индивидуальные особенности ребенка, между тем у каждой из них есть слабые стороны. Ниже приведен краткий обзор популярных методик, который поможет вам сориентироваться в их плюсах и минусах.
Публикация «Консультация для родителей старших дошкольников „Альтернативные педагогические методики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Система Монтессори
Система саморазвития детей в специально подготовленной обучающей среде, созданная врачом и педагогом Марией Монтессори. Учебные кабинеты в монтессори-классах разделены на «зоны»: сенсорную, математическую, языковую и космическую. При этом малыши не сидят за партами, внимая стоящему у доски воспитателю. Каждый может находиться там, где ему удобно, и заниматься своим делом. Ребенок может выбирать, в какой среде ему находиться, самостоятельно работая с пособиями. Особое внимание уделяется самостоятельности в быту: одеваться без помощи взрослых, накрывать на стол, убирать за собой, договариваться с окружающими. Главный принцип системы: каждый ребенок уникален и развивается по своему индивидуальному плану.
Минусы методики
• Развитию фантазии, творческих способностей, литературе уделяется недостаточно внимания, предпочтение отдается интеллектуальным и развивающим играм. В то время как спонтанных ролевых игр нет, а ведь они необходимы для гармоничного развития.
• Поскольку у детей нет необходимости общаться друг с другом или преодолевать свои страхи при ответах у доски, у них снижена социализация.
• Детям, привыкшим свободно перемещаться, будет сложно адаптироваться в классах обычной школы.
Система Глена Домана
Многие считают создателя системы великим учителем, которому удалось найти универсальный рецепт воспитания гениев. Методика основана на обучении по карточкам, которые дают исчерпывающую информацию по тому или иному вопросу: счет, породы собак, виды растений, явления природы… Если с определенной частотой показывать ребенку эти информативные карточки, из него можно вырастить гения, убежден приверженцы системы. Работать с детьми могут как специалисты, так и изучившие тему родители. «Раннее развитие - ключ к детской гениальности. Маленькие дети обладают сильной жаждой познаний и надолго запоминают новую информацию. Лучшие учителя для ребенка - его родители, лучший подарок - их внимание» - таковы основные тезисы системы воспитания Глена Домана.
Минусы методики
• Дети получают много информации, но не всегда знают, как ее применить.
• Изобилие информации может перегрузить хрупкую нервную систему, не готовую к серьезным интеллектуальным нагрузкам.
• Творческих задач перед воспитанниками не ставится.
• Должного внимания не уделяется физическому развитию.
• Подача материала осуществляется только через карточки. Кроме зрения, другие органы чувств не задействованы.
Система Никитиных
Супруги Никитины создали игровую методику, которая дает возможность активно мыслить и решать задачи самостоятельно, а также развивать творческие способности, заложенные от природы. Авторы называют свою методику «ступеньками творчества». В ее основе - развивающие игры, которые подразумевают участие детей и родителей. Каждая игра представляет собой набор задач, которые воспитанники решают с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков или пластика.
Все задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей. Считается, что такие игры могут быть интересны и взрослому человеку, и двухлетнему ребенку.
Минусы методики
• Система не содержит конкретных рекомендаций, например по обучению чтению (хотя включает в себя игры, обучающие счету и математическим действиям).
• Программа не включает в себя сюжетно-ролевые игры - ребенок, согласно этой методике, должен не играть, а приучаться к труду.
• Не тренируется усидчивость, все обучение основано на заинтересованности.
Вальдорфская (вальдорфско-штайнеровская) педагогика
Вальдорфская система основана на антропософском учении Рудольфа Штайнера. Суть методики в принципиальном отрицании идеи массовой специализации, то есть разделения классов по направлениям «гуманитарный», «физико-математический» и т. д.
В вальдорфских школах отсутствуют оценки, а преподавание ведется в основном без учебников.
Сторонники вальдорфской педагогики считают, что важнее не ускорять развитие детей, а раскрывать и воспитывать их способности. Особое внимание уделяется естественному развитию, поэтому в вальдорфских школах не спешат учить чтению и письму, а также отрицательно относятся к интеллектуальным тренингам.
Обучение в садиках и школах строится на следующих принципах:
• создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития;
• воспитание посредством личного примера и подражания;
• использование многофункциональных игр и многообразных видов трудовой деятельности;
• применение основных навыков художественного творчества.
Минусы методики
• Основное направление вальдорфских школ - гуманитарное.
• Дети воспитываются без опоры на достижения цивилизации: в вальдорфских школах запрещены телевизоры, компьютеры, и даже игрушки там самодельные.
Методика Железновых
Методика отца и дочери Железновых направлена в первую очередь на развитие музыкальных способностей и слуха. Характерной чертой системы является игровая форма подачи учебного материала, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в забавную обучающую игру.
Обучение строится на прослушивании детьми веселой музыки, простых песен и красивых мелодий. При этом ребята много танцуют и активно двигаются. Такие занятия ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления.
Привержены системы считают, что в целом дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии.
Минусы методики
• Некоторые стишки и движения из программы довольно сложные, не все ученики могут их запомнить и повторить.
• Дети должны строго следовать инструкции, повторяя изученные слова и движения, при этом спонтанность не развивается.
• В основной массе стишки однотипные, с повторяющимися словами-существительными (мишка, зайка) и глагольными рифмами (погулять, поспать).
• Система, опирающаяся на обучение музыкальности, не дает гармоничного общего развития.
Методика Зайцева
Пособия Николая Зайцева представляют собой комплекты материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Можно использовать их дома самостоятельно, также вполне вероятно, что и в школе учитель вашего ребенка будет пользоваться именно этой методикой.
Наиболее известны «кубики Зайцева», с помощью которых малыши учатся читать, грая. Дети складывают предложения из «складов» и тем самым знакомятся с новыми словами, чувствуют разницу между буквами. Кубики различаются по цвету, размеру, звуку или наполнению, при игре с ними подключаются разные каналы восприятия информации. К тому же слова не только проговариваются, но и пропеваются, что делает процесс эффективнее и веселее.
Первоклассники, обучающиеся по этой методике, начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста в первую неделю обучения.
Минусы методики
• Методика не объясняет буквенного состава слова, от этого возможно возникновение трудностей в школе.
• Родителям самим приходится изучать методику, чтобы заниматься по ней с детьми.
• Возможны ситуации, когда ребенок не захочет петь или заниматься кубиками «как нужно», а предпочтет, к примеру, просто строить из них башни. В таком случае никакого результата достигнуто не будет.
Сотни семей успешно готовят детей к школе по перечисленным методикам, так что пусть вас не пугают обозначенные минусы. Важно подобрать именно ту систему, которая будет удобна вам и интересная вашему ребенку.
Список использованной литературы
1. Чубукина Е. С. К школе готов! Всестороннее развитие дошкольника. - СПб. : ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2014. - С. 22-25.