Альбина Хусаинова
Консультация для родителей «Простые советы учителя-логопеда. Часть 2»
▼ Скачать + Заказать документы
Совет 1– Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. В норме у детей к году формируется некоторый словарный запас и начинается процесс воспроизведения слов. Дети, которые сосут соску, говорить начинают значительно позже. Пустышка замыкает внимание ребенка на самом себе, тем самым отвлекая от окружающего мира. Ребенок, занятый сосанием, теряет интерес к происходящему вокруг него и пропускает важные и интересные моменты жизни. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус.
Публикация «Консультация для родителей „Простые советы учителя-логопеда, Часть 2“» размещена в разделах
Совет 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище. Долгое бутылочное питание и постоянное кормление малыша протертой пищей негативно влияет на становление его речи. Ведь еда является не только пищей для организма, она еще способствует развитию артикуляционного аппарата, благодаря которому кроха правильно выговаривает звуки и слова. Если в рацион ребенка не вводить продукты твердой консистенции, то у него, привыкшего исключительно к жидкой и протертой пище, не будут развиваться жевательные навыки, вследствие чего не будет стимулироваться мышечный тонус языка, нарушится вкусовое восприятие. Поэтому обязательно заставляйте ребёнка жевать сухари и целые овощи, фрукты и хлеб с корочками, кусковое мясо. Введением твёрдой пищи в рацион вы избежите ряда проблем и поможете ребёнку в освоении речи.
Совет 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Сопровождайте свои действия словами. Помните о том, что, слушая вашу речь, ребёнок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребёнком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребёнку недостаточно просто сказать: «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать». Проговаривайте вслух все, что Вы делаете! «Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдем гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп». Рассказывайте обо всем, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов. Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймете, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!
Совет 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребёнок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Встречается крайность, гиперопека малыша со стороны взрослых. Слишком активные взрослые, которые за ребёнка все спросят, ответят, сделают. Это может привести к тому, что речевая функция ребёнка останется невостребованной. Ведь если окружающие понимают его без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. В основе речи лежит стремление к общению. Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
Совет 5 – Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребёнка. Убедитесь, что вы говорите все слова чётко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребёнок может лучше все понять и быстрее заговорить.
Совет 6 – Не сюсюкайте! Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребёнка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребёнком говорите красиво и грамотно. Разговаривая с малышом, надо следить, чтобы речь была чёткой, выразительной. То, что слышит ребёнок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.
Совет 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребёнок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Говорите размеренно, чётко, просто, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации – поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно. Не говорите слишком быстро!
Совет 8 – Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребёнок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах. Расширяйте словарь. Ребёнок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
Совет 9 – Способствует развитию речи чтение и эмоциональный пересказ сказок и других произведений, обязательно сопровождающийся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т. п.). Читайте ребёнку книги с рождения. Главное, чтобы подобранная литература подходила ребёнку по возрасту. Книги обязательно должны быть с яркими рисунками. Читайте короткие рассказы, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали. Читайте ребёнку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения – главное в речевом развитии. Когда он слышит одни и те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
Совет 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой (тонкой) моторики. Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу. Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти. Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки – лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне, например, застёгивать и расстёгивать пуговицы, Полезно развязывание узелков на шнурках это доступно всем! Традиционно используется раскрашивание, рисование, графические упражнения (штриховка, аппликационные работы, конструирование, вырезывание, нанизывание бус, собирание пазлов, мозаики – трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию тонкой моторики.
Совет 11 – Ограничивайте просмотр телевизора! Если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых – все это создает «шумовую завесу», и ребёнок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребёнка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружится, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
Совет 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребёнка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр. Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребёнка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
Совет 13 – Только вы! Помните: только вы способны помочь ребёнку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам!