Левченко Гульсара Алтымбаевна
Консультация для родителей «Схема тела как основа формирования пространственных представлений, чтения и письма»
▼ Скачать + Заказать документы
Схема тела как основа формирования пространственных представлений, чтения и письма
В последнее время, у детей, приходящих на подготовку к школе, при обследовании выясняется, что они путают понятия левая, правая рука. Впоследствии это отразится в младшем школьном возрасте, так как схема тела является важным звеном развития пространственных представлений.
Схема тела – это внутреннее представление о теле и ваша способность управлять им. Правильно усвоенная схема тела, это база для:
Публикация «Консультация для родителей „Схема тела как основа формирования пространственных представлений, чтения и письма“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Устной речи (словообразование, словоизменение, построение предложений)
Освоение чтения и письма (зрительный анализ и различение букв)
Освоение счета (понятие о порядке, счетных операциях, составе, разрядности числа и т. д.)
Освоение схемы тела проходит в 3 этапа :
Пространство собственного тела,
Предметы относительно меня,
Предметы относительно друг друга,
Квазипространство (представления о пространственных и пространственно – временных свойствах и отношениях).
На первом этапе (с раннего возраста) рекомендуется включение глубокой чувствительности. Можно, при укладывании ребенка спать, мягко, медленно сжимать части тела и называть их, начиная с пяток и далее выше. Сопровождая телесные игры с ребенком частушками, потешками, приговорками. Также будут полезны ритмичные игры в одном темпе (раскачивание в гамаке, на мяче).
Игра «МОЙДОДЫР». Для этого вам нужно при купании малыша, намыливать и вслух называть все его части тела. МАССАЖ колючим мячом частей тела.
С 3 лет формируем представление о лице и теле (Семаго Н. Я.) : выше всего…., ниже всего, выше чем…., ниже чем….
Затем, с 4 -5 лет, в работу вводятся предлоги : над, под, между. Задаем малышу вопросы : «Что находится над бровями, носом, что находится под …., что находится между ушами, щечками?. Сначала перед зеркалом, потом через этап движения (просим поднять, прощупать часть тела, и самое сложное – с закрытыми глазами.
На втором этапе рекомендуются игры на перемещение тела в пространстве : слезать с препятствия, залезть на препятствие, проползти через туннель. При этом ребенок осваивает изменение и положение тела, представление о габаритах тела. В дошкольном возрасте можно поиграть в следующие игры: «МУМИЯ» - туго обматывайте эластичным бинтом каждую часть тела и называйте ее. «РОБОТ» - даете команды ребенку: подними правую руку, поверни налево, сделай 3 шага, покажи мизинец левой руки и т. д. Усваиваем предлоги : подойди ближе к, встань дальше от, перед, за…., между…
На третьем этапе работаем в вертикальной плоскости: раскрашиваем, используем свободное рисование, работа с трафаретами, пластилином, конструирование из деталей, штриховка. Используем рулонные обои, мольберт, магнитные доски, пробковые доски. Игра «ФОТОГРАФ» - необходимо рассадить игрушки перед камерой. Например, мишка сидит между волком и собачкой, лев над волком, и т. д. Игра «УКРАСИМ ТОРТ»- расставляем украшения (свечи) в центре торта, над желтой звездой, справа от красной детали, слева от, между….. Игра «ЛАБИРИНТ»- перед тем, как провести линию, проговариваем вслух действие: вверх, вниз, направо, налево. Маленький человек будет познавать себя и осваивать схему тела, играя со скакалкой и резинкой, играя в классики. Танцы, спортивные игры, езда на велосипеде и самокате, освоение роликов – все это принесет огромную пользу.
Уважаемые родители, используя данные рекомендации, развивая общую физическую активность (повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки, всего 15 – 20 минут в день, вы будете развивать и радовать своего ребенка!
Левченко Г. А., педагог – дефектолог
ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал