Екатерина Сергеевна
Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ»
Уважаемые родители! Не секрет, что все мы хотим, чтобы наши детки овладели качественной речью, могли общаться со взрослыми и сверстниками.
Но так как у нас особые детки, то и речь следует развивать, используя современные технологии.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Для развития связной речи, рекомендую использовать следующие технологии:
1. Игру в театр. Вы вместе с ребенком используете настольный театр. Кукол можно сделать своими руками, нарисовать или слепить героев сказки. Затем вместе с ребенком вы рассказываете сказку, например, «Заюшкина избушка». Попросите ребенка воспроизвести сказку самостоятельно, показать вам спектакль.
2. Пропевание вместе с ребенком песенок. Очень хорошо влияет на развитие речи детей с ОВЗ детские песенки, потешки. Предлагаю вам записать ребенка в кружок по пению. Музыкальный педагог будет проводить различные игры на правильное дыхание, пропевание различных слогов. Включаются игры на связь движений и слов. Если нет возможности отдать ребенка в кружок по пению, то пойте вместе с ребенком. Подойдет музыка Железновой, песни Шаинского.
3. Наши дети любят информационные технологии. Купите ребенку микрофон и поиграйте с ним в дикторов, телеведущих. Можно купить ребенку умную колонку, с помощью которой дети голосом будут просить колонку включить ту или иную песню. Есть еще говорящие коты и роботы, которые выполняют команды, которые подают им голосом. Эти игрушки будут стимулировать развитие речи, желание говорить.
4. Конечно, никакие игрушки не заменят живого человеческого общения. Поэтому не отгораживайтесь от ребенка игрушкой, а побольше с ним общайтесь. Задавайте ему вопросы. Даже если ребенок не сможет вам ответить по какой-то причине, задавайте ему вопросы, показывайте важность общения с ним.
В работе с детьми не забывайте закреплять речевые навыки по заданию логопеда. С помощью игр можно пополнять и активизировать словарный запас детей, следует также контролировать речь детей, следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Детям с ОВЗ необходимо для развития мелкой, произвольной моторики пальцев рук у детей использовать различные шнуровки, мозаику, нанизывание бус, рисование по трафарету, плистилинографию, лепку, разрезные картинки, игры-пазлы, кубики. Поэтому почаще приглашайте ребенка полепить вместе с вами пирожки, замесить тесто, собрать рис, который вы рассыпали.
Ежедневно следует проводить артикуляционную гимнастику из 2-3 упражнения (Например, «Часики», «Качели», «Барабанщик»). Можно утром в постели «Наш язычок проснулся, ему тоже нужно сделать зарядку.
В течении дня хорошо выполнять кинезиологические упражнения: «Смотри, как я умею, одной рукой держу ухо. А другой нос. А теперь наоборот. А теперь я держу твое ухо и свой нос. А теперь поменяю. А ты попробуешь?».
Следует читать детям произведения детской художественной литературы (стихотворения, сказки, рассказы А. С. Пушкина, С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина В. Бирюков, Е. Я. Ильина и др. Чтение и беседа по произведениям стимулируют развитие речи ребенка, делают речь его выразительной, образной, правильной.
Можно использовать сюжетные картинки для рассказывания, пособия по сказкам и т. д. Например, рассматривая семейные фотографии, попросите ребенка рассказать по теме «Как мы отдыхаем», «Где мы были», «Что тебе больше всего понравилось?», «Прошлое лето», «Моя семья» и др.
Для развития связной речи можно использовать методику по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию с помощью метода мнемотехники. Этот метод предполагает использование мнемотаблиц. С их помощью у детей можно пробудить интерес к речевой деятельности, значительно увеличив активный словарь. Дети по схеме смогут научиться составлять небольшой рассказ из 3- 4 предложений.
Следует в повседневной жизни создавались максимально возможные условия для развития у детей навыков рассуждения («Как ты думаешь, на улице сегодня холодно? Почему?», описания предметов («Расскажи, чем отличаются эти две собаки?», повествования («Что ты сегодня делал в детском саду?»).
Дома можно использовать веселые игры, музыку, дыхательные, артикуляционные упражнения, пальчиковую гимнастику, логоритмику.
Среди речевых игр очень интересной является игра «Волшебный мешочек», в который вы складываете различные предметы. Затем, каждый член семьи опускает руку в мешок и описывает то, что он нашел.
Когда папа приходит с работы, он может спросить у малыша:
- Угадай, где я был? Или
- Угадай, что я видел?
Ребенок заинтересован.
- Там большое здание. Пахнет бензином и там много машин.
Так простое посещение автосервиса превращается в речевую игру.
Поверьте, в дальнейшем, ваш ребенок сам задаст подобный вопрос.
Уважаемые родители, не забывайте объяснять значение всех этих игр, упражнений. Ребенок должен понимать, что скоро ему придется пойди в школу, нужно будет общаться с учителем и сверстниками, писать грамотно слова. А для этого все звуки нужно научиться произносить правильно.
Дыхательная гимнастика направлена на развитие речевого дыхания ребенка с ОВЗ. Для этого можно включать видео. Массаж и самомассаж рук лица и языка повышает результативность процесса речевого развития, подтверждает его эффективность.
С целью развития мелкой моторики и стимулирования речевых зон коры головного мозга можно использовать мячик метод Су – Джок. Шарики «ежики» и колечки могут быть использованы для развития пальчиков.
Можно использовать чистоговорки и скороговорки для постановки звуков. При этом все члены семьи могут упражняться в их произнесении.
Уважаемые родители, не забывайте объяснять значение всех этих игр, упражнений. Ребенок должен понимать, что скоро ему придется пойди в школу, нужно будет общаться с учителем и сверстниками, писать грамотно слова. А для этого все звуки нужно научиться произносить правильно.
Зная об этом, ребенок будет больше стараний прикладывать для овладения речевыми навыками.
Если у вас возникают вопросы, не забывайте обращаться к логопеду, дефектологу, воспитателям. Совместными усилиями мы сможем добиться хороших результатов в развитии связной речи наших детей!