Татьяна Голикова
Консультация для родителей «Развитие речи, моторики, голоса и слуха посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок делает первые шаги в жизни, и от того насколько правильными они будут, во многом зависит его будущее.
Роль родителей вместе с педагогами ненавязчиво, в игровой форме развивать необходимые речевые навыки ребенка, выработать у него координацию движений, развить моторику.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи, моторики, голоса и слуха посредством фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно шаг за шагом он учится правильно и четко произносить все звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Для того чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы с речью, необходимо знать основные этапы её становления.
Первый год жизни является подготовительным этапом по овладению речью: развивается понимание речи, к концу года ребенок произносит простые гласные и согласные звуки, слова.
До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует, вместо этого ребенок использует так называемое слово - предложение. Со второй половины второго года ребенок все чаще говорит предложения, состоящие из 3 - 4 слов.
К концу второго года речь малыша далека от совершенства, словарь еще не большой. Ребенок может неправильно употреблять формы слов, неправильные окончания.
В 3 - 4 года ребенок должен правильно произносить большинство звуков родного языка, уметь согласовывать слова в предложение, изменять форму слова, составлять небольшие описания, рассказы.
Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка. Взрослые учат ребенка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию.
Все слова необходимо сопровождать действиями.
Бим - бом, бим - бом,
Загорелся Кошкин дом,
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Ай, качи, качи, качи,
Под подушкой калачи.
Я бегу, бегу, бегу,
Я ведро с собой несу.
Воду я таскаю,
Огонь заливаю.
Бух, бух, бух!
Били - бом, били - бом,
Мы теперь домой пойдем,
Песню звонкую споем:
Били - бом, били - бом!
Данное стихотворение необходимо сопровождать соответствующими движениями, оно развивает моторику, речь, дикцию и интонационную выразительность речи ребенка.
Для развития речи и мелкой моторики родители могут использовать такое упражнение:
Пальчик - мальчик, где ты был?
С эти братцем в лес ходил.
С эти братцем щи варил.
С эти братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел!
(На каждую строчку загибать по пальчику)
Необходимо развивать как общую, так и мелкую моторику ребенка. Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи.
Необходимо научит ребенка выполнять точные движения пальцами, изображать, имитировать с помощью пальцев различные движения, а что бы ребенку было интересно, все это сопровождать малыми жанрами фольклора.
Например:
Ручки на столе лежат
И пока что крепко спят.
А теперь одна проснулась
И тихонько потянулась.
(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются.)
Это правая рука - и легка
Улеглась она опять,
Видно будет отдыхать.
Вот и левая рука проснулась-
Тоже сладко потянулась.
(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются)
Теперь обе проснулись -
Сильно, сильно потянулись.
(Пальцы на обеих руках поднимаются.)
Таких тренировочных упражнений для пальцев можно придумать и самим великое множество. Все они очень полезны, обычно ребенок с удовольствием выполняет их.
Не следует перегружать ребенка, лучше помочь ему разучить несколько упражнений, затем добавить ещё несколько. Может быть, ребенок сам захочет придумать какие - нибудь движения, к этому надо отнестись с особым вниманием.
При выполнении этих упражнений кисти рук становятся гибкими, а движения - более свободными, что в будущем поможет ребенку научиться писать и рисовать.
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания. Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз и предложений, чистоговорок, потешек.
На елке - удод,
Под елкой - енот.
Иголки у елки, Колки иголки.
У Тани - ноты,
У Тони - боты.
Слоны умны, Слоны смирны.
У маленьких детей голосообразующий аппарат ещё не сформирован, поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребенок не перенапрягал голос. Все упражнения должны быть в меру и доставлять ребенку удовольствие.