Верзакова Татьяна Валерьевна
Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Уважаемые родители! Согласитесь, сознание, разум, мышление – наиболее загадочные сферы жизнедеятельности человека. Где находятся мысли, и как функционирует мышление? Почему кто-то быстро соображает, а кто-то медленнее? Можно ли улучшить качество своей мыслительной деятельности и каким образом? По сути, мышление – это оперирование имеющейся информацией. Под информацией понимаются разнообразные сведения, получаемые как от органов чувств (ощущения, так и в процессе целенаправленного обучения. Общаясь с маленькими детьми, взрослые часто умиляются их неспособности мыслить «по-взрослому», то есть устанавливать взаимосвязи между событиями, давать оценку происходящему, иметь строгие суждения о той или иной ситуации. Но умиление заканчивается в тот момент, когда взрослым хочется, чтобы ребенок дал бы обоснованный ответ на тот или иной вопрос, либо выполнил просьбу взрослого. Отсутствие логического мышления у детей, которое и отвечает за умение обосновывать свои суждения и видеть связи между событиями, может стать серьезной проблемой в воспитании ребенка. А это означает, что родителям стоит уделить особое внимание развитию логики у ребенка.
Темочки:
Логическое мышление – залог успеха. Логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.
Как показывают последние исследования детских психологов, в развитии логического мышления у детей есть постепенный переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. И нам, педагогам и родителям нужно научить ребё нка-дошкольника свободно пользоваться анализом, сравнением, обобщением, классификацией предметов и явлений.
Самый главный помощник в этой ситуации – логические и математические игры. Вам не нужно тратить время на занудные попытки объяснить ребенку, что между теми или иными событиями есть связь по такой-то причине, а между другими – нет.
Лучше всего научить детей самым простым играм, в которые можно играть практически в любом месте и в любое время суток. Вы сможете играть в эти игры в машине и на улице, дома и в парке. Конечно, можно также использовать компьютерные логические детские игры, но специалисты все же рекомендуют развивать логическое мышление ребенка при помощи его вербальных игр с родителями.
Первая игра, в которую можно играть даже с самыми маленькими детьми, называется «Закончи высказывание». Взрослый начинает предложение, а ребенок должен будет его закончить. К примеру, вы начинаете: «На улице шел дождь, поэтому на асфальте…». Ребенок должен продолжить это предложение.
Другая игра чем-то схожа с первой. Она построена на угадывании. Вы загадываете что-нибудь, а ребенок начинает задавать вопросы. Ответы на них должны быть односложными – «да» или «нет». После нескольких загадок поменяйтесь с ребенком местами: теперь он должен загадать предмет, а вы при помощи наводящих вопросов должны угадать. Разумеется, не стоит загадывать слишком сложные для восприятия вещи, лучше всего брать примеры из окружающей нас действительности. Ведь мышление ребенка в раннем возрасте предметное. Он умеет выделять абстракции, но лишь на уровне интуитивного мышления.
Дома можно уделить больше внимания математическим играм, которые легко сделать своими руками. Из цветного картона вырежьте геометрические фигуры и цифры. Вы можете с их помощью построить настоящий городок, в котором цифры посещают друг друга в домиках, построенных из геометрических фигур. Сопроводите эту игру рассказом об интересном городе цифр. Этот город не застрахован от природных катаклизмов и в какой-то момент на него обрушился ураган, который разметал цифры по комнате. Теперь у вашего ребенка задача – найти все цифры. При помощи этой игры развивается внимательность ребенка, к тому же он может научиться считать от 1 до 10 и выучить все цифры.
Также очень полезно и занимательно решать логические задачи.
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет, под березой не растет грибок. Что растет под елкой?
5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т. д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка :
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает?
(лук).
Логические игры. «Назови одним словом» Для детей старшего возраста даётся обобщающее слово, предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -. , птицы -.
«Классификация». Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими.
«Найди лишнее слово». Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры: храбрый, злой, смелый, отважный; яблоко, слива, огурец, груша; молоко, творог, сметана, хлеб; час, минута, лето, секунда; ложка, тарелка, кастрюля, сумка; платье, свитер, шапка, рубашка и т. д.
«Чередование». Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д.
«Сравнение предметов» (понятий). Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
«Отгадывание небылиц». Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: «Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал»; «Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его» и т. д.
«Исправь ошибку». Муха – ползает, змея – летает; пироги – варят, суп – пекут; собака мяукает, а кошка лает и т. д.
Стимуляция логического мышления с помощью вопросов «Сколько?», «Где?» «Когда?». «СКОЛЬКО?» : сколько у тебя глаз, ушей, носов, пальцев на правой или левой руке, ноге? Сколько времен года? Сколько дней в неделе? Сколько цветов в радуге? И т. д. Вопрос «ГДЕ?» : где продают лекарства? Где растут фрукты? Где люди могут плавать зимой? Где берут книги для чтения? и т. д. Вопрос «КОГДА?» Когда на деревьях появляются листочки? Когда небо темное? Когда люди ужинают? Когда светит Солнце? и т. д.
На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов. Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным. Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы” и многое другое.
Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша», судоку, головоломки «Пентамино», «Танграм», игры крестики-нолики, морской бой, шахматы, шашки, уголки и нарды.
Основная цель – размышления, мыслительный поиск, сам процесс мышления. Получайте от него удовольствие. Не требуйте мыслительных действий только от ребёнка. Активно включайтесь сами, озвучивайте свой процесс рассуждения, радуйтесь необычным находкам – и своим, и своего ребёнка.