татьяна Барановская
Консультация для родителей «Развитие детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
МОДБУ д/с № 21 г. Лабинск Краснодарский край.
Воспитатель: Барановская Т. Г.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие детской инициативы“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это очень важное время для развития инициативности ребенка. Именно в этом возрасте дети неутомимые исследователи, хотят все понять, все знать, во всем разобраться. У ребенка особое своеобразное видение окружающего мира. Он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением, открывает для себя чудесный мир, где много интересных вещей, предметов, событий, явлений, так много загадочного и неосознанного. Для того, чтобы любая деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект, должны быть созданы условия, необходимые для развития личности дошкольника. В этом и состоит задача родителей и педагогов по поддержке индивидуальности и инициативности детей.
Но дети часто слышат от родителей : «не мешай», «не трогай», «не ходи туда», «помолчи», «сиди тихо» и т. п. К сожалению, в таких условиях инициатива детей не развивается. Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и до появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой установленный период это возраст от 3 до 6 лет. В этом возрасте инициатива детей сама находит выход в различных играх и физической активности, родителям важно не запрещать этот процесс.
Инициативность и самостоятельность, очень похожие и близкие понятия и очень важно их не путать. Самостоятельность ребенка, это самоосуществление какой – то деятельности, это сам процесс. Тогда как инициативность – свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициативность – это внутреннее побуждение к чему - то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.
В свою очередь нельзя путать инициативность с импульсивностью. Импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти или внезапно вспыхнувшего желания. А инициатива чаще осознанна, т. к. ребенок определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и умения планировать.
Поэтому дошкольный возраст – очень важное время для развития инициативности. Развитию инициативности детей способствуют различные игры. Это и подвижные игры, театральные, сюжетно ролевые, интеллектуальные, коммуникативные. Игры пробуждают мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру, с взрослыми или с другими детьми.
В трудовой деятельности так же важно родителям поддерживать инициативу детей. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка оказать помощь своим близким. Очень важно поддержать инициативный порыв ребенка, даже если вы заведомо знаете, что та или иная помощь будет не качественна (посуду придется перемыть, простирнуть носочки заново и т. п.). Главное – не надо отчитывать ребенка, если он сделал что то не так («не бить по рукам»).
Инициатива детей также очень часто проявляется в общении. Поэтому необходимо поощрять желание ребенка разговаривать, вступать в контакты, вести диалог( «Сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом сидеть и молчать»).
Также очень хорошо проявляется развитие инициативности детей в творческом процессе. Любой творческий процесс помогает ребенку самовыражаться, инициировать творческие порывы, подхватывайте его, сочиняйте вместе сказку, рисуйте, лепите, конструируйте, стройте и т. п. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (манипулирует ли с машинками, играет в солдатики, лепит, рисует, рассматривает ли книги и т. п.) Даже если это увлечение кажется вам бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность. Поиграйте с ребенком в сюжетную, настольную или подвижную иргу. Предложите создать рисунок нетрадиционным методом (по – мокрому, валиком, пакетом, ватными палочками, втулочками и т. п.) Если вы затрудняетесь в этом, то информацию всегда можно найти в Интернете, посмотрев мастер – класс. Ребенок будет очень рад такому взаимодействию.
Не ждите мгновенных результатов, настоящая творческая деятельность бескорыстна. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней.
Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоить говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только тогда, когда ребенок достаточно уверен в себе.
Оставляйте ребенка одного, что бы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать.
Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы…» и т. д.) Ребенку очень важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что- то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их и превзойти.
Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков и создать выставку, повесит на стену грамоты, создать альбом достижений и т. д. Приближается Новый год, сделайте все вместе адвент – календарь, придумайте оформление и выполняйте вместе с ребенком веселые задания, это поднимет настроение, ожидание праздника. Для малыша очень важна оценка его деятельности родителями.
Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам, то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем – творить. Не скупитесь на знаки внимания.
Развитие самостоятельности и инициативности детей – это очень тонкий, воспитательный маневр родителей. С одной стороны необходимо всячески поддерживать, чтобы ребенок с каждым годом мог все больше оторваться от «родительского крыла». С другой стороны, не задушить инициативу ребенка правилами и запретами, создавать гибкие границы дозволенного, расширяя их постепенно, по мере взросления детей.