Александра Изотова
Консультация для родителей «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие мамы спрашивают, а когда слова в речи малыша станут понятными и длинными?
Красота нашей речи во многом зависит от сформированности очень важного компонента – слоговой структуры слова. Под понятием "слоговая структура слова" принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Она подобна арматуре, на которую нанизываются звуки речи, укладываясь в определенный ритмический и мелодический рисунок.
Слоговая структура слова формируется постепенно:
Публикация «Консультация для родителей „Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
• около одного годика появляются двусложные слова (с двумя открытыми слогами): мама, папа, дядя. Не всегда звуки в таких словах произносятся четко, главное - ритм слова чувствуется, а, значит, слоговая структура в порядке. Например, дети могут говорить вместо «каша» - «кася» или «аша».
• вскоре после годика появляются слова односложные, с закрытым слогом: «бах», «дом», «мяч».
• обычно после 1,6 лет слоги в словах начинают наращиваться. Сначала вы услышите слова из трех открытых слогов – «машина», «корова» (опять же, с выпадением сложных звуков, например, «р»). Чуть позже кроха вас порадует словами из двух слогов, но с одним закрытым – «баран» (это может звучать как «баан», «лимон» («имонь»).
• к 2 годам в норме все эти слоговые структуры уже сформированы и активно используются малышом для общения. Добавляются трехсложные слова с закрытым слогом – «барабан», «каравай».
• к 2,6 годам уже должны появиться слова со стечением согласных: «снег», «кошка», «шапка», «ложка». Четко слышатся 2 согласных звука рядом. Все чаще использует наш говорун трехсложные слова.
• дальше слоговая структура слова усложняется, вплоть до 5 лет. Появляются и четырехсложные слова: «велосипед», «табуретка».
Конечно, развитие речи – дело тонкое, очень индивидуальное, поэтому единичные неправильные слова допускаются в речи малыша. Например, «скаарада» (вместо сководрода, «птипцы» (вместо «птицы») Однако, к 6 годам слоговая структура слова должна быть полностью сформирована.
Развитие речи, и, в частности, слоговой структуры, нередко происходит неравномерно. Если слоги в речи малыша начали наращиваться, и вдруг этот процесс без видимых причин приостановился, то это значит, что организм копит силы для качественного скачка к новым формам слов, более сложным уровням развития.
Иначе протекает этот процесс у детей с речевой патологией, у которых выявляется нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трех – сложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, очень часто отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
• правильно произносимые: «мама, «папа», «дай», «нет»….
• слова – фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только часть слова, например: «мако»(молоко, «дека»(девочка, «яба»(яблоко, «сина»(машина) и т. п.
• слова – звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию: «би - би»(машина, «мяу»(кошка, «му»(корова, «бух»(упал) и т. п.
• контурные слова, или «абрисы», в которых правильно воспроизводятся просодические элементы – ударение в слове, количество слогов: «тититики» (кирпичики, «папата» (лопата, «патина» (машина).
• слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты.
Укорочение длины слов за счет опускания слогов или одного слога является одним из характерных симптомов, который сопутствует детям с нарушением речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи этот дефект может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой для себя сложной звуко - слоговой и морфологической структурой слова, например с иноязычными морфемами: «матаней» (милиционер, «весипедник» (велосипедист) и т. п.
Можно выделить следующие виды нарушений слоговой структуры слова у детей:
• неправильное воспроизведение слогового контура слова или выпадение слога: «пана» - панама, «моко» - молоко, «бака» - собака. Выпадение слогообразующей гласной: «луквица» - луковица, «гусница» - гусеница, «ултика» - улитка. Увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава»- трава).
• неправильное воспроизведение контура слова с ошибками в звуковом наполнении: «акваиу» - аквариум, «мисионел» - милиционер.
• перестановки (метатезы) слогов внутри слова: «коломотив» - локомотив, «кошоладка» - шоколадка.
• уподобление слогов: «какеист» - хоккеист, «деве» - деревья.
• сокращение стечения согласных:«хост» - хвост, «вок» - волк, «свека» - свекла, «снавик» - снеговик, «бикос» -абрикос.
• перестановки и пропуски (элизии) звуков: «библатека» - библиотека, «носна» - сосна, «гооби» - голуби.
• слияния (контаминации) двух слов в одно: «Мифимич» - Михаил Ефимович.
Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.
При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом: малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
В процессе овладения навыком чтения и письма большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. Обучение письму на русском языке осуществляется по так называемому аналитико - синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определить звуко – слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ребенку не доступен, то это приводит к появлению специфических ошибок письма.
Можно выделить следующие виды дисграфичных ошибок, являющихся следствием нарушенной слоговой структуры слов у детей:
• пропуск слогов в словах: «гова» - голова, «кродил» - крокодил.
• вставка лишних слогов: «монотоцикил» - мотоцикл, «гололова» - голова.
• перестановка слогов: «мотолок» - молоток, «коркодил» - крокоодил.
• недописывание слогов: «многи» - многие.
На начальном этапе ребенок учится читать слова по слогам, сливать звуки в слоги, синтезировать слоги в слово и на основе этого объединения узнавать слова. При фонематической дислексии наблюдаются искажения звуко – слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: пропусках согласных и гласных при чтении; добавлении и перестановках звуков; пропусках и перестановках слогов.
Если у вашего ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то необходимо специальное коррекционное обучение. Детям дошкольного возраста надо преподносить весь материал в игровой, интересной им форме, для этого и были разработаны специальные игры по формированию слоговой структуры слова. Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова, нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как речевой материал, сопряженный с движением, закрепляется значительно быстрее. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.
Несомненно, работа учителя-логопеда по преодолению нарушений слоговой структуры слова будет существенно эффективнее, если в процесс активно включатся родители ребенка. Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать дома, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже или в парке, всегда можно совместить «приятное» с полезным.
«Слоговые дорожки». Взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке круги пальчиком, проговаривая заданные слоги или слова.
«Шишка». Взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок произносит слоги или слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.
«Заборчик». Ребёнок рисует на асфальте вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов или слов.
«Счеты». Ребёнок повторяет за слова и одновременно перекладывает камешки слева-направо.
«Дорожки». Ребёнок рисует на песке поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным проговариванием слов.
«Художник». Взрослый предлагает ребёнку заштриховать нарисованные на асфальте фигуры в заданном направлении. Ребёнок заштриховывает фигуру, проговаривая слова.
«Бусы». Ребёнок перебирает крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
«Волшебная веревочка». Ребёнок наматывает верёвочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
«Улиточка». Ребёнок проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.
«Лабиринт». По нарисованному лабиринту ребёнок проводит дорожку мелом, проговаривая предложения, чистоговорки.
Игра с пирамидкой. Поставить перед ребёнком пирамидку, рассмотреть её, затем разобрать, и начать надевать кольца, проговаривая слова различной слоговой конструкции. Необходимо на каждое колечко проговорить слог.
Игра с пуговицами. Подберите пуговицы разного цвета и размера, предложите ребёнку с ними поиграть, переберите их вместе, затем вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова (на каждую пуговицу по одному слогу). Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других. Обязательно акцентируйте внимание ребенка на том, как вы много слов собрали, какие вы молодцы!
Игра с мячиками. Дайте ребёнку поиграть различными мячиками небольшого размера, покидайте или покатайте их. После этого предложите ребёнку кидать мячики в тазик или любую другую подходящую емкость, проговаривая слова по слогам. Вместе с ребёнком отрабатывайте это упражнение, постепенно увеличивая расстояние до таза, в который нужно кидать мячи, а также усложняйте слоговую структуру проговариваемых слов.
Игра с матрёшкой. Вместе с ребёнком рассмотрите матрёшку, разберите и соберите её. Затем разберите и соберите каждую маленькую матрёшку отдельно и расставьте игрушки в ряд, проговаривая слова по слогам – на каждую игрушку по слогу.
Игра с геометрическими фигурами. Предложите ребёнку рассмотреть различные фигуры. Потом вместе с ребёнком раскладывайте фигуры в ряд (например, только круги) и проговаривайте слова по слогам, на каждый круг по слогу. Потом обсудите с ребёнком количество сказанных слов и их длину (слова с одним слогом – короткие, слова с большим количеством слогов – длинные).
Игра с кубиками. Возьмите кубики, постройте из них башню или забор, после этого предложите ребёнку проговаривать слова по слогам, расставляя кубики в ряд «заборчиком», на каждый кубик – один слог.
Игра с детскими печатями. Взрослый предлагает ребенку сделать красивую картинку с помощью печати. В совместной деятельности взрослый и ребёнок печатают картинки в ряд, проговаривая слова по слогам. На каждую напечатанную картинку – один слог. Слова, напечатанные по слогам, должны располагаться отдельно друг от друга на листе бумаги.