Лучший педагог года

Консультация для родителей по развитию фонематического слуха

Шамсиева Зариет
Консультация для родителей по развитию фонематического слуха

Консультация для родителей по развитию фонематического слуха у детейразных возрастных категорий

Актуальность проблемы: Различение звуков речи – Нарушение

фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным

запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом,

Публикация «Консультация для родителей по развитию фонематического слуха» размещена в разделах

проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.

При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает

(запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал –

что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе

онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Таким образом, проблема

формирования фонематических процессов у школьников с общим

недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематического

анализа и фонетического синтеза положительно влияет на становление всей

речевой системы. (Фонематический анализ – это сложный процесс

умственного действия, формирующий умение расчленять слышимое слово на

составляющие его звуки, то есть четко представлять себе звуковую

структуру. Фонетический синтез - умение соединять отдельные звуки в целое

слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из

звуков.)

Фонематические процессы включают в себя:

- фонематический слух;

- фонематическое восприятие;

- фонематические представления.

-фонематический слух», включает в себя 3 речевые операции:

-способность слышать есть данный звук в слове или нет;

- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы,

расположенные в разной последовательности;

- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в

школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще Раннее выявление детей с общим недоразвитием речи и оказание им помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии. Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа

протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются

выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата.

Скорее всего, это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий

этап - развитие неречевого слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура

нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовыхшумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее.

Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более

элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая.

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных,

бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом

различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием

чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и

ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать,если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезновыполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только наслух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать,дирижировать, танцевать.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на

практике специальные упражнения для формирования неречевого

звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им

столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что.

Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

«Фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:

- умение определять линейную последовательность звуков в слове;

- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу,

середине или концу;

- осознание или подсчет количества звуков в слове

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не

воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова,

подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в

занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

Игры на развитие фонематического слуха :

2-4 года

«Что звучит?»

Поочередно постучать в барабан или бубен, попросить отвернуться и

спросить, что звучало? Задание можно усложнить: поиграть на обоих

инструментах и попросить показать, какой звучал предмет сначала, а какой

– потом.

«Далеко-близко»

Попросить ребенка угадать, далеко ли мяукает котенок?

«Жмурки»

Взять колокольчик, попросить ребенка закрыть глаза, стать от него в

стороне и тихо позвонить. Ребенок должен повернуться в сторону

источника звука и с закрытыми глазами показать направление звука,

потом открыть глаза и проверить себя. По мере роста игру можно

усложнить: ребенок, не поворачиваясь, должен ответить на вопрос, где

звенит: слева, справа, спереди, сзади, внизу, вверху.

«Волшебная палочка»

Сделать «волшебную палочку», попросить ребенка постучать по всем

предметам в доме и запомнить их звучание, потом поменяться ролями –

ребенок стучит, взрослый отгадывает.

«Чудо-звуки»

Послушать с ребенком звуки: скрип двери, звук шагов, телефон, звонок,

свисток, шум воды, звук ложки о стакан, шелест страниц. Ребенок должен

узнавать их звучание с закрытыми глазами. Сначала 1 звук, затем 2-3,

постепенно довести до 7-10 звуков.

«Подскажи словечко»

Читать стихи, не договаривая последнее слово, ребенок должен его

вставить.

«Коробочки»

В одинаковые коробочки положить разные наполнители, например, в 1 –

пуговицы, во вторую – рис, в третью – горох, в третью – песок. Ребенку

предлагается встряхнуть, послушать и запомнить звучание каждого

продукта, затем, найти пару каждой коробочке и отгадать, что в ней.

«Правильные слова»

Показывать картинки, но заменять первый звук: «мобака, хобака, собака,

лобака». Попросить ребенка хлопнуть в ладоши. Когда услышит верный

вариант

«Камертон»

Предложить ребенку проговаривать по слогам любое стихотворение и

одновременно отстукивать его ритм.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте»Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте» «Путешествие на самолёте». Тема: Звуки С-СЬ. Цель: -Закреплять правильное произношение звуков С-Сь в изолированном виде, в словах. -Учить.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Автор публикации:
Консультация для родителей по развитию фонематического слуха
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 20:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД