Шамсиева Зариет
Консультация для родителей по развитию фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по развитию фонематического слуха у детейразных возрастных категорий
Актуальность проблемы: Различение звуков речи – Нарушение
фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным
запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом,
Публикация «Консультация для родителей по развитию фонематического слуха» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.
При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает
(запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал –
что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе
онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Таким образом, проблема
формирования фонематических процессов у школьников с общим
недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематического
анализа и фонетического синтеза положительно влияет на становление всей
речевой системы. (Фонематический анализ – это сложный процесс
умственного действия, формирующий умение расчленять слышимое слово на
составляющие его звуки, то есть четко представлять себе звуковую
структуру. Фонетический синтез - умение соединять отдельные звуки в целое
слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из
звуков.)
Фонематические процессы включают в себя:
- фонематический слух;
- фонематическое восприятие;
- фонематические представления.
-фонематический слух», включает в себя 3 речевые операции:
-способность слышать есть данный звук в слове или нет;
- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы,
расположенные в разной последовательности;
- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в
школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще Раннее выявление детей с общим недоразвитием речи и оказание им помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии. Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа
протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются
выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата.
Скорее всего, это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий
этап - развитие неречевого слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура
нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовыхшумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее.
Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более
элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая.
Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных,
бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом
различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием
чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и
ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать,если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезновыполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только наслух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать,дирижировать, танцевать.
В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на
практике специальные упражнения для формирования неречевого
звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им
столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что.
Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
«Фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:
- умение определять линейную последовательность звуков в слове;
- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу,
середине или концу;
- осознание или подсчет количества звуков в слове
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не
воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова,
подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в
занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.
Игры на развитие фонематического слуха :
2-4 года
«Что звучит?»
Поочередно постучать в барабан или бубен, попросить отвернуться и
спросить, что звучало? Задание можно усложнить: поиграть на обоих
инструментах и попросить показать, какой звучал предмет сначала, а какой
– потом.
«Далеко-близко»
Попросить ребенка угадать, далеко ли мяукает котенок?
«Жмурки»
Взять колокольчик, попросить ребенка закрыть глаза, стать от него в
стороне и тихо позвонить. Ребенок должен повернуться в сторону
источника звука и с закрытыми глазами показать направление звука,
потом открыть глаза и проверить себя. По мере роста игру можно
усложнить: ребенок, не поворачиваясь, должен ответить на вопрос, где
звенит: слева, справа, спереди, сзади, внизу, вверху.
«Волшебная палочка»
Сделать «волшебную палочку», попросить ребенка постучать по всем
предметам в доме и запомнить их звучание, потом поменяться ролями –
ребенок стучит, взрослый отгадывает.
«Чудо-звуки»
Послушать с ребенком звуки: скрип двери, звук шагов, телефон, звонок,
свисток, шум воды, звук ложки о стакан, шелест страниц. Ребенок должен
узнавать их звучание с закрытыми глазами. Сначала 1 звук, затем 2-3,
постепенно довести до 7-10 звуков.
«Подскажи словечко»
Читать стихи, не договаривая последнее слово, ребенок должен его
вставить.
«Коробочки»
В одинаковые коробочки положить разные наполнители, например, в 1 –
пуговицы, во вторую – рис, в третью – горох, в третью – песок. Ребенку
предлагается встряхнуть, послушать и запомнить звучание каждого
продукта, затем, найти пару каждой коробочке и отгадать, что в ней.
«Правильные слова»
Показывать картинки, но заменять первый звук: «мобака, хобака, собака,
лобака». Попросить ребенка хлопнуть в ладоши. Когда услышит верный
вариант
«Камертон»
Предложить ребенку проговаривать по слогам любое стихотворение и
одновременно отстукивать его ритм.