Карина Устинова
Консультация для родителей «Особые дети-особое общение»
▼ Скачать + Заказать документы
казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Леушинская школа- интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
«Особые дети – особое общение»
Составитель: К. О. Устинова, учитель начальных классов
Леуши, 2018
Публикация «Консультация для родителей „Особые дети-особое общение“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Общение с ребенком. Консультации
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Умственная отсталость — это наиболее распространенная болезнь у детей с особенностями в развитии. Она может возникнуть и как следствие внутриутробного недоразвития коры головного мозга, и как следствие черепно-мозговой травмы и прочего.
Часто умственную отсталость путают с задержкой, отставанием в развитии ребенка. Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Морфологические изменения с разной интенсивностью захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции. Степень умственной отсталости может быть разной: от легкой до тяжелой.
При легкой умственной отсталости ребенок с помощью специальных методов обучения может научиться читать, писать, считать, освоить бытовые навыки, возможно, получить профессию, конечно, не связанную с интеллектуальным трудом.
При ТМНР возможности детей существенно ограничены, и некоторые не могут освоить даже простейшие навыки самообслуживания.
Для этих детей характерны инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает.
Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Возможности усвоения жизненного опыта у них сильно снижены. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Плохо понимают обращенную речь. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные. Многие дети не могут действовать двумя руками сразу.
Такой ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, даже к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается манипулировать. Первые игровые действия появляются у них к середине дошкольного возраста.
Очень сложными для этих детей являются простые тексты, содержащие причинные или временные зависимости, требующие словесно-логического мышления.
Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминания словесного и наглядного материала. Эти дети бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявлять настойчивость и целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата.
Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Умственно отсталых дошкольников и детей младшего школьного возраста затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображенных на картинке.
У этой категории детей с отклонениями в развитии прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязании умственно отсталых чаще всего неадекватны.
Дети склонны переоценивать свои возможности.
В нашей школе, каждый ребенок получает образование с учетом индивидуальных особенностей. Для детей с ТМНР на каждого отдельного ученика составляются (СИПР) специальная индивидуальная программа развития, в котором прописан индивидуальный учебный план, содержание учебных предметов и коррекционных курсов. Каждому ученику оказывается помощь психолога, дефектолога и логопеда. Так же каждый ребенок в зависимости от возраста посещает факультативы.
Дети с более тяжелой формой нарушений обучаются на дому, при этом им оказывается необходимая помощь педагога.
Помните, что хотя умственная отсталость неизлечима, можно и нужно помочь такому ребенку развиваться быстрее. Чем раньше начать оказывать ребенку помощь в развитии, тем больше у него возможность приобрести новые полезные знания и умения.
Все члены семьи должны принимать участие в обучении ребенка новым навыкам. Старайтесь как можно больше хвалить ребенка, больше улыбайтесь ему, объясняйте, делайте маленькие подарки, особенно, если он действительно добился успеха.
Больше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему свои действия, рассказывайте об окружающем, даже если ребенок не может вам ответить. Помните, что освоение речевых навыков начинается задолго до того, как ребенок начнет говорить, через взаимодействие с людьми и предметами.
Помогайте ребенку осваивать новые навыки, направляйте его движения своими руками. Используйте зеркало, чтобы ребенку помочь лучше узнать себя, свое тело, научиться владеть руками. Используйте подражание, копирование: подскажите ребенку какое-либо действие и стимулируйте его подражать вашим действиям.
Побуждайте ребенка больше двигаться, тянуться, чтобы достать предметы, которые он хочет. Сделайте занятия ребенка интересными для него, превратите их в игру.
Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам, помогайте ему только тогда, когда это необходимо.
Дети лучше осваивают действия, когда им показывают их другие дети. Пусть братья и сестры больше играют с ними, обучая тому, что умеют сами.
И последнее. Важно не то, сколько времени вы уделяете обучению ребенка, а то, как вы это делаете. Проявляйте терпение, ласку, заботу, старайтесь понять потребности и возможности ребенка.
Желаю вам успехов.