Марта Рамазанова
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности речевого развития детей 2–3 лет»
Выполнила: Рамазанова М. У.
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые
заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами.
Особенностью развития речи во второй половине второго года жизни
Публикация «Консультация для родителей „Особенности речевого развития детей 2–3 лет“» размещена в разделах
является появление первых двух-или трехсловных предложений. В конце
периода малыш становится способным формулировать предложения
разного типа - повествовательные, вопросительные, восклицательные и
т. п. Речь ребенка становится средством воздействия на собственное
поведение, организатором собственных действий, в форме так называемой
эгоцентрической речи, т. е. разговора ребенка с собой. После двух лет
изучения предметов, обогащение впечатлений вызывает у малыша
потребность их выразить, спросить что-то у взрослого, и именно сейчас
ускоряется развитие активной речи.
Важным достижением ребенка является овладение слушанием речи,
значительно увеличивается способность к концентрации. На второмтретьем году жизни дети охотно воспринимают рассказы, сказки и стихи,
это слушание обогащает дошкольников познавательной информацией,
знакомит ребенка с первичными нравственными ценностями. В это время
пассивный словарный запас переходит в активный, актуализируется
потребность высказываться, появляются первые вопросы.
Очень активно в этом возрасте работает память ребенка - развивается
узнавание, которое вступает в дифференцированный характер.
Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года
жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот
период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще
грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок
индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят
подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например,
имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное
упражнения для развития речи.
После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение,
но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие
звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются
другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом
возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки
и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо
воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше
внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса
малыша.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он
все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи
ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка
2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со
взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о
том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том,
чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми
образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить
с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей,
явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими
глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал
своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его
знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств
(зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и
вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов
и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь
этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким
образом накапливается его пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет
распространенные предложения и пользуется основными частями речи
(существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда
грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что
может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о
том, что видел или слышал.
С ребенком 2-3 лет нужно говорить о том, что сейчас находится в
поле его зрения и что он видел сегодня утром на прогулке или даже
некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и
тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без
наглядного сопровождения. Дети раннего возраста, прежде всего,
ориентируются на форму, а затем на размер и цвет предмета. На
протяжении всего раннего возраста за счет исследования предметов
совершенствуется зрительная и слуховая чувствительность ребенка. На
третьем году жизни дети уже хорошо различают основные цвета и
некоторые их оттенки.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с
понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие
рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной
речи.
Рекомендации:
В 2 – 3 летнем возрасте уже можно проводить с ребенком игры на
развитие речи, активно заниматься развитием мелкой моторики : лепка,
рисование, пальчиковые игры, различные мозаики и шнуровки,
конструкторы. Также это период социализации ребенка, а значит
актуальными становятся сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок может
"примерить" различные роли и обыграть различные ситуации. Именно
сейчас начинает происходить разделение полов, и малышки начинают
играть в игры для девочек, а малыши начинают отдавать предпочтение
мальчишеским играм и игрушкам.
С большим удовольствием дети слушают рассказы об известных им
животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать
его лишними описаниями и рассуждениями.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с
понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные
стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми
стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от
времени повторять.
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и
объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное
слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали,
а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша
и отмечайте его успехи.
Ваш малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий,
зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на
цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя
кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте,
краской или карандашом какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более активно
использовать в своей речи глаголы для образования своих действий и
действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что
делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь,
чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут
появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря
ребенка подбирать слова с противоположным значением.
Однако иногда бывает и так: вроде и занимаетесь регулярно, а все равно он
говорит невнятно, а то и вовсе на «языке жестов».
На это могут быть 2 основные причины.
1. Ребенок ленится выговаривать слова, ведь вы его и так прекрасно
понимаете.
2. Ребенок не хочет разговаривать. И это уже более серьезная
проблема. В ее основе — протест малыша против не устраивающей
его психологической обстановки.
Тут стоит задуматься! Как бы там ни было, все решается. Для
устранения первой причины достаточно перестать быть «переводчиком» и
«шифровальщиком». Ребенку, безусловно, это не понравится, но даст
стимул произносить слова более понятно (иначе же он не получит то, о чем
просит). Улучшение психологического климата поможет в решении второй
проблемы.
И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда
ребенок научается говорить, родители начинают прислушиваться к тому,
ЧТО он говорит, какие слова употребляет. А говорит он то, что когда-либо
сам слышал. Так что, уважаемые, следите за речью!