Марта Рамазанова
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности речевого развития детей 2–3 лет»
Выполнила: Рамазанова М. У.
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые
заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами.
Особенностью развития речи во второй половине второго года жизни
Темочки:
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
является появление первых двух-или трехсловных предложений. В конце
периода малыш становится способным формулировать предложения
разного типа - повествовательные, вопросительные, восклицательные и
т. п. Речь ребенка становится средством воздействия на собственное
поведение, организатором собственных действий, в форме так называемой
эгоцентрической речи, т. е. разговора ребенка с собой. После двух лет
изучения предметов, обогащение впечатлений вызывает у малыша
потребность их выразить, спросить что-то у взрослого, и именно сейчас
ускоряется развитие активной речи.
Важным достижением ребенка является овладение слушанием речи,
значительно увеличивается способность к концентрации. На второмтретьем году жизни дети охотно воспринимают рассказы, сказки и стихи,
это слушание обогащает дошкольников познавательной информацией,
знакомит ребенка с первичными нравственными ценностями. В это время
пассивный словарный запас переходит в активный, актуализируется
потребность высказываться, появляются первые вопросы.
Очень активно в этом возрасте работает память ребенка - развивается
узнавание, которое вступает в дифференцированный характер.
Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года
жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот
период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще
грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок
индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят
подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например,
имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное
упражнения для развития речи.
После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение,
но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие
звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются
другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом
возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки
и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо
воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше
внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса
малыша.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он
все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи
ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка
2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со
взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о
том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том,
чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми
образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить
с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей,
явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими
глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал
своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его
знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств
(зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и
вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов
и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь
этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким
образом накапливается его пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет
распространенные предложения и пользуется основными частями речи
(существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда
грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что
может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о
том, что видел или слышал.
С ребенком 2-3 лет нужно говорить о том, что сейчас находится в
поле его зрения и что он видел сегодня утром на прогулке или даже
некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и
тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без
наглядного сопровождения. Дети раннего возраста, прежде всего,
ориентируются на форму, а затем на размер и цвет предмета. На
протяжении всего раннего возраста за счет исследования предметов
совершенствуется зрительная и слуховая чувствительность ребенка. На
третьем году жизни дети уже хорошо различают основные цвета и
некоторые их оттенки.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с
понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие
рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной
речи.
Рекомендации:
В 2 – 3 летнем возрасте уже можно проводить с ребенком игры на
развитие речи, активно заниматься развитием мелкой моторики : лепка,
рисование, пальчиковые игры, различные мозаики и шнуровки,
конструкторы. Также это период социализации ребенка, а значит
актуальными становятся сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок может
"примерить" различные роли и обыграть различные ситуации. Именно
сейчас начинает происходить разделение полов, и малышки начинают
играть в игры для девочек, а малыши начинают отдавать предпочтение
мальчишеским играм и игрушкам.
С большим удовольствием дети слушают рассказы об известных им
животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать
его лишними описаниями и рассуждениями.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с
понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные
стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми
стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от
времени повторять.
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и
объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное
слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали,
а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша
и отмечайте его успехи.
Ваш малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий,
зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на
цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя
кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте,
краской или карандашом какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более активно
использовать в своей речи глаголы для образования своих действий и
действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что
делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь,
чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут
появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря
ребенка подбирать слова с противоположным значением.
Однако иногда бывает и так: вроде и занимаетесь регулярно, а все равно он
говорит невнятно, а то и вовсе на «языке жестов».
На это могут быть 2 основные причины.
1. Ребенок ленится выговаривать слова, ведь вы его и так прекрасно
понимаете.
2. Ребенок не хочет разговаривать. И это уже более серьезная
проблема. В ее основе — протест малыша против не устраивающей
его психологической обстановки.
Тут стоит задуматься! Как бы там ни было, все решается. Для
устранения первой причины достаточно перестать быть «переводчиком» и
«шифровальщиком». Ребенку, безусловно, это не понравится, но даст
стимул произносить слова более понятно (иначе же он не получит то, о чем
просит). Улучшение психологического климата поможет в решении второй
проблемы.
И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда
ребенок научается говорить, родители начинают прислушиваться к тому,
ЧТО он говорит, какие слова употребляет. А говорит он то, что когда-либо
сам слышал. Так что, уважаемые, следите за речью!