Мария Скачко
Консультация для родителей «Особенности работы воспитателя в группе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности работы воспитателя с детьми с общим недоразвитием речи»
Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности работы воспитателя в группе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В задачу воспитателя детского сада входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач направленных на устранение недостатков, обусловленных особенностями речевого дефекта. Воспитатель помогает логопеду в преодолении ОНР и процессов, тесно связанных с ним, что является наиболее значимым и важным направлением в его работе.
Дети с ОНР по запасу знаний, по своему речевому и психическому развитию, поведенческим навыкам отстают на год или на два года от сверстников с нормальным развитием. Они могут быть ослаблены, расторможены, быстро утомляются.
В работе с детьми с ОНР воспитатель осуществляет следующие коррекционные задачи:
1. Закрепляет речевые навыки по заданию логопеда.
Закрепление у детей речевых навыков осуществляется на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15.15 часов и до ужина. Это так называемый логопедический час. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные им тетради тех детей, с которыми он занимался утром.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры.
2. Максимально пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов.
Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, на прогулке, в игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому на воспитателя в большей мере возложена задача по пополнению, уточнению и активизации словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на вопросы.
3. Осуществляет систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей на занятиях и в свободной деятельности.
Воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Важно, добиваться от детей правильного произношения звуков в словах, но делать это корректно. Например, попросить ребёнка повторить слово, так как не расслышал его, или попросить сказать так правильно, как уже умеет ребёнок.
4. Включает задания на развитие внимания и памяти, стимуляцию словесно-логического мышления детей.
Развитию словесно-логического мышления способствует умение сравнивать предметы и явления. Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок, использование в речи пословиц и поговорок, решение ребусов и кроссвордов и т. д. Воспитатель развивает у детей внимание, словесно-логическое мышление и память не только на занятиях, но и в различные режимные моменты.
5. Развивают произвольную пальцевую моторику детей.
Для развития мелкой, произвольной моторики пальцев рук детям предлагаются различные шнуровки, мозаика, нанизывание бус, рисование по трафарету. При трудностях с конструктивной деятельностью детям можно предложить разрезные картинки, игры – пазлы, специальные кубики.
Особое внимание уделяется развитию познавательных интересов детей. В процессе счёта воспитатель учит детей согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными (одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек). В процессе сравнения конкретных множеств, учит понимать математические выражения: больше, меньше, поровну. Формирует умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе. Воспитатель уделяет внимание совершенствованию ориентировки в пространстве и временных отношений (в плане пассивной, а потом активной речи). Закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от стола стоит стул).
Занятия с детьми проводятся в специально обустроенном речевом уголке. Речевой уголок содержит материал для закрепления всех компонентов устной речи, который постоянно пополняется, обновляется. Ребёнок и воспитатель занимаются перед большим зеркалом, за столом.
В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные силы, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Воспитатель анализирует различные негативные проявления поведения ребёнка, замечает признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявляет различные требования и осуществляет личностно-ориентированный подход к речи и поведению ребёнка.
Совместная работа воспитателя, логопеда, педагога-психолога, специалистов и родителей способствует преодолению ОНР у детей дошкольного возраста.