наталья назарукова
Консультация для родителей «Пиктограммы для работы с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПИКТОГРАММЫ для работы с детьми с ОВЗ»
Составила воспитатель Назарукова Н. Ю.
Пиктограмма — это схематичная картинка, обозначающая какой-либо предмет или действие. Пиктограммы помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка — в домашней обстановке, в школьных условиях обучения и воспитания, при общении со сверстниками, социумом.
Публикация «Консультация для родителей „Пиктограммы для работы с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Нарушения развития речи у данной категории детей проявляется с самого раннего возраста. Часто ограничено понимание речи, отмечается скудный словарный запас, нарушено грамматическое оформление высказывания.
Дети затрудняются использовать монолог и диалог, нарушена коммуникативная функция речи. При работе с нашими детьми мы использовали фотографии реальных объектов и действий и постепенно переходим с цветных картинок на чёрно-белые. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми.
В нашей группе пиктограммы помогают в использовании визуального расписания. Визуальное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи или деятельности. Цель использования расписания — научить детей выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны взрослых. Для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития визуальное расписание — это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня. В зависимости от особенностей каждого ребенка эти расписания могут быть либо очень подробными — разбивающими каждое задание на небольшие конкретные шаги, либо обозначать вид деятельности полностью — когда фотография или надпись побуждает ребенка выполнить все задание. Это помогает убедиться в том, что ребенок действительно обучился определенным действиям и соблюдает их последовательность.
Также визуальное расписание играет важнейшую роль в снижении тревожности, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня или части дня. Чтобы научить ребенка использовать визуальное расписание требуется терпение и время. Только так дети научатся быть более самостоятельными и проводить меньше времени, демонстрируя нежелательное (проблемное) поведение. До работы с расписанием ребенок должен освоить несколько необходимых навыков. Наиболее важными являются следующие навыки: – Различение картинки и фона; – Соотнесение одинаковых предметов. Последовательность действий «СНАЧАЛА — ПОТОМ» представляет собой визуальное отображение чего-то, что ребенок предпочитает, и что произойдет после завершения первой задачи, которая является менее предпочитаемой.
Например, на картинке «СНАЧАЛА» ребенок обедает, а на картинке «ПОТОМ» изображена детская площадка.
На занятии «Утренний круг» мы выстраиваем структуру дня. Для всех детей группы это общее. Общее расписание второй половины дня в группе. Также при необходимости у ребенка имеется индивидуальное расписание.
Для тех детей, которые осваивают навык глобального чтения, мы картинки заменили словами. Тем самым расписание ребенка стало похожим на то, которое используем мы в своей повседневной жизни.
Работа с расписанием ведется таким образом: ребенок ставит стрелочку на первый режимный момент из списка, после того как он завершился, он возвращается к своему расписанию и переставляет стрелочку на следующий режимный момент.
Вот пример расписания упражнений для физминутки
Таким образом, использование пиктограмм и визуального расписания вносит положительные изменения в жизнь детей.
Многие дети с ОВЗ практически не умеют общаться и обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями, и так далее. Процесс коммуникации и общения является достаточно сложным и абстрактным, и поэтому дети затрудняются приобрести и понять данные навыки, так же, как и другие абстрактные понятия.
Например, вот такое расписание помогает ребенку правильно вымыть руки; сходить в туалет.
Система пиктограмм позволяет определить понятие «коммуникация» или «общение» способом, доступным детям, испытывающим трудности в понимании обращённой речи.
Как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, чтобы общаться.
И данным навыкам можно обучить с помощью пиктограмм.
Все мы — очень занятые люди, у нас много дел, и мы часто пользуемся расписаниями, которые помогают справляться с многочисленными обязанностями.
Наши расписания имеют вид ежедневников, органайзеров, календарей.
Иногда мы пишем список неотложных дел и приклеиваем его на холодильник
(или кладем в карман или бумажник). Расписания в виде картинок для детей выполняют ту же функцию, что и для всех людей!